Формирование обязательной отчетности в Русфинанс Банке
«Русфинанс Банк» — один из лидеров рынка потребительского кредитования в России. Банк работает по следующим направлениям: автокредитование, кредитование в точках продаж, выпуск кредитных карт. «Русфинанс Банк» входит в группу Русфинанс, которая на территории России представлена в 68 регионах — от Калининграда до Владивостока.

Группа Русфинанс принадлежит к группе «Сосьете Женераль», одной из крупнейших финансовых групп в зоне евро. «Сосьете Женераль» насчитывает 151 тыс. сотрудников по всему миру, работающих в трех ключевых бизнес-направлениях: розничные банковские и финансовые услуги, управление инвестициями, корпоративные и инвестиционные банковские услуги.
Подробнее о клиенте

Кратко о проекте

«Русфинанс Банк» — первый банк в России, где создано специализированное хранилище данных для подготовки обязательной банковской отчетности. Хранилище реализовано на СУБД Oracle с использованием промышленного ETL-инструмента Informatica Power Center.

В хранилище на ежедневной основе консолидируются данные семи информационных систем Банка: CardSuite, Evolan, Diasoft 5NT (Sybase), Diasoft 5NT (MSSQL), R-Style, 3CardR, Equation.

На основании данных хранилища подготавливаются формы обязательной отчетности: 115, 118, 125, 128, 135, 302 и др.

Важнейшим результатом проекта в «Русфинанс Банке» стали вывод подготовки обязательной банковской отчетности из транзакционных систем банка и сокращение времени ее формирования.

Оказанные услуги

Внедренное ПО

Цели проекта

На этапах запуска проекта его цели были расширены. Перед исполнителем была поставлена цель создать систему внешней отчетности на основе технологии «хранилище данных», которая позволит решить следующие задачи Банка:

  • автоматизировать подготовку отчетов, определяемых требованиями ЦБ РФ, а также потребностями внутренних подразделений Банка, курирующих кредитно-депозитные операции с физическими лицами
  • уменьшить нагрузку на основные информационные системы Банка и упростить механизм получения и разработки новых отчетных форм
  • снизить объем загружаемых данных в основную АБС за счет использования механизма сводных проводок
  • унифицировать клиентскую базу Банка, реализовать механизм поиска и устранения в ней дубликатов клиентов.

Предпосылки

«Русфинанс Банк» (Банк) начал работу на российском рынке в 2004 году. Первоначально подготовка обязательной банковской отчетности велась в рамках основной АБС Банка — системы Diasoft 5NT. Однако после покупки в 2005 году Промэк Банка (Самара), а затем в 2006 году Банка СКТ (Москва) число приложений, образующих IT-инфраструктуру банка, увеличилось вдвое.

Одновременно рос объем операций, а оперативность передачи и анализа данных снижалась. Возникла острая необходимость вывести отчетность из транзакционных систем Банка. Было принято решение создать специализированное хранилище, по данным которого будет формироваться обязательная банковская отчетность.

Способ решения

Работы по проекту, который был выполнен за 10 месяцев, начались летом 2006 года. В качестве ETL-средства для реализации процедур выгрузки, преобразования, очистки и загрузки данных специалисты «Неофлекс» предложили использовать системуInformatica Power Center. Это предложение получило одобрение со стороны родительской компании Банка, поскольку данная система — один из лидеров на рынке ETL-платформ — входит в число стандартных инструментов группы «Сосьете Женераль».

В ходе проекта специалисты «Неофлекс»:

  • спроектировали структуру данных хранилища
  • реализовали процедуры загрузки, очистки и преобразования данных
  • загрузили исторические данные в хранилище
  • оптимизировали хранилище для обеспечения высокой скорости формирования отчетов. Например, отчет «Резервы на возможные потери», который содержит более 40 показателей, формируется по всему объему действующих кредитов в разрезе каждой сделки менее чем за минуту
  • разработали трехуровневую систему контроля качества данных
  • разработали прикладные модули «Единый клиент» и «Расчет резервов».


В базу данных модуля «Единый клиент» выгружаются справочные данные по клиентам из всех систем Банка. Назначение модуля — их выверка и формирование справочника данных уникальных клиентов.

Наличие этого справочника является гарантом правильного извлечения из хранилища бизнес-информации при формировании витрин данных.

Модуль «Расчет резервов» позволяет ежедневно рассчитывать резервы по каждому кредитному договору в соответствии с требованиями законодательства РФ. Эти данные далее передаются в бухгалтерскую систему и фиксируются в Главной книге, после чего выгружаются в хранилище.

Результаты

В хранилище, реализованном на СУБД Oracle, на ежедневной основе консолидируются данные семи информационных систем Банка: CardSuite, Evolan, Diasoft 5NT (Sybase), Diasoft 5NT (MSSQL), R-Style, 3CardR, Equation.

По данным хранилища формируются:

  • обязательные отчеты ЦБ, включая формы 115, 118, 125, 128, 118, 155, 250, 302. Отчеты имеют регламентированный вид и могут быть представлены в форматах, необходимых для их загрузки в программы Банка России;
  • отчеты, подготавливаемые для выверки отчетов ЦБ: «Кредитный портфель», «Список сторнирующих проводок», «Список инсайдеров», «Резервы на возможные потери по ссудам» и др.;
  • отчеты, необходимые для выверки клиентской базы: «Дубликаты из одного источника», «Ошибки в персональных данных клиентов», «Клиенты с некорректными адресами» и др.;
  • дополнительные отчеты, подготавливаемые, в частности, для контроля за операционной деятельностью Банка: «Сводный контроль качества данных, загруженных за период», «Отчет по реконсиляции данных», «Выписка по лицевым счетам», «Карточка клиента», «Оборотно-сальдовая ведомость» и др.

Банк достиг следующих результатов

  • существенно сократилось время подготовки отчетности;
  • обеспечены достоверность отчетных данных и прозрачность их формирования;
  • сокращена нагрузка на существующую бухгалтерскую АБС Банка;
  • снижена сложность внедрения новых приложений: для формирования обязательной отчетности с учетом данных нового приложения требуется только подключить его к хранилищу.

Интервью

Олег Подкопаев
Олег Подкопаев
Директор департамента информационных технологий «Русфинанс Банка» («Сосьете Женераль»)

Как правило, обязательная отчетность, в том числе в иностранных банках, работающих на территории РФ, подготавливается по данным российской АБС. Чем было вызвано решение формировать ее по данным хранилища?

Если транзакционная система, помимо своей основной задачи, выполняет функции подготовки и хранения отчетности, с ростом объемов операций она, что называется, начинает «виснуть». Происходит это потому, что система выполняет функции, не предусмотренные ее архитектурой.

В малых и средних банках угрозы зависания транзакционных систем нет. А вот крупные банки сейчас уже стараются разделить транзакционные системы и хранилище для формирования отчетности. Не все идут по этому пути, некоторые пытаются просто масштабировать свою учетную систему, добавляя все больше вычислительных мощностей. Но этот путь имеет свой лимит, нельзя бесконечно наращивать систему — все равно задачи разного плана будут конфликтовать.

По каким критериям для выполнения проекта была выбрана компания «Неофлекс»?

С компанией «Неофлекс» мы начали работать в 2005 году, пригласив ее для внешнего управления проектом РУБИС. В рамках этого проекта мы внедряли одновременно систему Diasoft 5NT, систему для бэк-офисного учета кредитов Evolan — внутренний инструмент группы «Сосьете Женераль», а также систему управления выдачей кредитов Credilogic. Нужно отметить, что проект шел с большими задержками, мы были молодой командой, нам были необходимы дополнительные ресурсы. Поэтому на определенном этапе проекта и было принято решение привлечь для управления им стороннюю команду.

Со стороны «Неофлекс» в проекте работали пять человек. Они руководили проектом и предоставляли консалтинг по организации работы проектного офиса и постановке задач. В результате проект был успешно завершен. Благодаря команде из «Неофлекс» за полгода мы наверстали все сроки и завершили проект с отставанием всего в одну неделю! Для проекта такого уровня — в нем было задействовано порядка 80 человек из компаний-разработчиков Diasoft 5NT, Evolan и Credilogic — это отличный результат. Сотрудничество в этом проекте продемонстрировало нам возможности компании. Бюджет на проект по обязательной отчетности был разумным. Это и определило выбор.

В чем заключается уникальность данного проекта?

В первую очередь стоит отметить, что совместно с компанией «Неофлекс» мы создали первое в России хранилище данных для формирования обязательной отчетности. Построение хранилища делает нас свободными во внедрении практически любой учетной банковской системы, так как мы становимся независимыми от конкретной реализации бизнес-процессов.

Как Вам кажется, банк способен реализовать подобный проект самостоятельно?

По опыту работы с компанией «Неофлекс» могу сказать — если бы мы проект делали сами, он длился бы до сих пор, а возможно, затянулся бы еще года на два. Каждый должен заниматься своим делом. IТ-департамент Банка ориентирован в основном на поддержание работоспособности существующих систем. Чтобы сделать проект качественно и в срок, нужно приглашать специалистов с опытом. «Неофлекс» уже реализовывал многие сложные проекты. У нас в организации существует четкий тендерный процесс, мы никогда не берем компанию, которая «ближе сидит». Чем нам понравился «Неофлекс»? Во-первых, компания уже знала наш бизнес. Во-вторых, ее специалисты обладали компетенциями, которые нам были нужны, у них уже был опыт построения хранилищ. Был известен потенциал команды, ее специалисты пользуются авторитетом на рынке.

Вернуться к списку историй