Формирование управленческой отчетности в Ханты-Мансийском банке
Ханты-Мансийский банк — один из крупнейших региональных банков России. Банк входит в список 30 ведущих отечественных и 1000 крупнейших банков мира. Структура банка включает головной офис в Ханты-Мансийске, 18 филиалов, свыше 130 дополнительных офисов, представительства в Праге (Чешская Республика) и в Екатеринбурге. Клиентами банка стали около 40 тысяч юридических лиц. В отделениях банка ежегодно обслуживается порядка 2,5 миллионов человек, открыто свыше 700 тысяч карточных счетов.
Подробнее о клиенте

Кратко о проекте

Стратегия развития Ханты-Мансийского банка предусматривает его трансформацию в ведущую кредитно-финансовую организацию Западной Сибири и приграничных с Казахстаном областей России.

Для реализации стратегических целей банка потребовалось создать новую систему формирования управленческой отчетности, соответствующую требованиям активного роста бизнеса.

С начала 2009 года формирование управленческой отчетности в Ханты-Мансийском банке обеспечивает система, реализованная на платформе SAP NetWeaver. В ее основе — универсальное хранилище данных, в котором консолидируется детальная информация, отражающая деятельность всех его центров финансового учета. Информация в хранилище поступает из основных учетных систем банка, расположенных в головном офисе и в его филиалах, а также из специализированных систем, обеспечивающих обслуживание физических лиц и расчеты по операциям с банковскими картами.

В результате проекта руководство Ханты-Мансийского банка получило эффективный инструмент для всестороннего анализа деятельности банка и принятия управленческих решений на основании полных, актуальных и достоверных данных.

Внедренное ПО

Предпосылки

IT-архитектура банка имеет децентрализованный характер. В головном офисе и в каждом филиале банка установлены самостоятельные учетные АБС. До начала проекта часть данных из АБС передавалась в центральный офис для формирования консолидированной управленческой отчетности. Отчеты о работе филиалов и отделений банка готовили сами эти подразделения. Уровень автоматизации подготовки отчетности был низким, отчеты формировались средствами Excel, Access и ПО собственной разработки.

С ростом масштабов бизнеса и развитием филиальной сети увеличился поток данных, необходимых для формирования управленческой отчетности. В связи с этим прежние методы подготовки отчетов перестали устраивать банк: отчеты по запросам руководства банка готовились долго, из-за ошибок исполнителей зачастую возникали вопросы относительно достоверности данных. Все это затрудняло проведение объективного анализа деятельности банка в целом и его подразделений, мешало эффективному управлению бизнесом.

Руководство банка приняло решение о создании системы формирования управленческой отчетности на промышленной платформе. На систему возлагались следующие задачи:

  • сбор информации, необходимой для построения отчетности, в едином центре;
  • оперативное формирование управленческих отчетов;
  • обеспечение анализа деятельности банка в разрезе филиалов, бизнес-единиц, центров финансового учета, направлений деятельности, продуктов и т.д. с детализацией до конкретных клиентов, счетов, сделок.

При этом планировалось, что система формирования управленческой отчетности должна стать технологической основой для создания систем формирования других видов отчетности — обязательной, налоговой, по МСФО и т.д.

Способ решения

«Неофлекс» предложил создать систему формирования управленческой отчетности на базе универсального хранилища данных. На хранилище возложены задачи консолидации информации о деятельности банка, поступающей из исходных систем головного офиса и филиалов, а также предоставления данных для формирования отчетов.

Основной функционал системы обеспечивают готовые блоки, в которых консолидирован проектный опыт «Неофлекс» в области разработки систем отчетности. Это:

  • модель хранилища данных, позволяющая описать бизнес-модель универсального банка;
  • блок загрузки данных, извлекающий из систем-источников данные, доставляющий и загружающий их в хранилище;
  • блок контроля качества данных и блок обогащения данных, отвечающие за качество и полноту данных хранилища;
  • прикладные витрины данных, в которых консолидируется структурированная информация для конкретных отчетов;
  • готовые шаблоны отчетов.

Технологическим фундаментом системы стали компоненты платформы SAP NetWeaver: «Хранилище бизнес-информации» (SAP BW),«Бизнес-аналитика» (SAP BI), «Бизнес-планирование и моделирование» (SAP BW-BPS).

Ход проекта

В первую очередь руководству банка требовалась оперативная и достоверная информация о деятельности банка в целом, поэтому построение системы формирования управленческой отчетности было начато «сверху» — с формирования комплексных отчетов банка. Для этого в хранилище были загружены данные по проводкам, счетам, клиентам, остаткам, сделкам по всем структурным бизнес-единицам банка.

На следующем этапе проекта были выполнены работы по созданию детализированных отчетов по отдельным направлениям деятельности, в том числе в тех разрезах, которых банк раньше не имел.

Результаты

С февраля 2009 года система формирования управленческой отчетности в Ханты-Мансийском банке работает в режиме промышленной эксплуатации.

Система обеспечивает:

  • формирование отчетов, используемых для комплексного анализа деятельности банка: управленческий баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об эффективности использования активов и пассивов;
  • формирование отчетов, необходимых для анализа отдельных направлений деятельности банка: кредиты, депозиты, расчетно-кассовое обслуживание, пластиковые карты, межбанковские кредиты и валютный дилинг, хозяйственные операции.

В результате создания системы банк получил значительные выгоды:

  • появилась возможность проводить централизованный анализ финансовой деятельности банка в разрезе филиалов, бизнес-единиц, центров финансового учета, продуктов и бизнес-направлений с последующей детализацией полученных данных до конкретных клиентов, счетов, сделок и бухгалтерских проводок;
  • повысилась скорость подготовки управленческих отчетов. Отчеты формируются по данным единого источника — хранилища данных;
  • возросла достоверность данных, отражающих результаты деятельности банка;
  • бизнес-пользователи теперь самостоятельно могут проводить все необходимые виды анализа. Отчеты формируются согласно методологии, реализованной на уровне модели хранилища, в которой полностью учтена специфика банка;
  • банк получил возможность быстро включать в свое информационное пространство новые филиалы.

В настоящее время созданная система дополняется механизмом аллокации доходов и расходов. На базе универсального хранилища данных, разработанного в ходе проекта, начаты работы по созданию системы для формирования обязательной отчетности ЦБ РФ. В дальнейшем банк планирует, основываясь на созданном решении, построить систему формирования отчетности по МСФО.

Интервью

Владимир Шмаков
Владимир Шмаков
Вице-президент Ханты-Мансийского банка

Как Вы оцениваете результаты проекта?

Главный результат, который мы получили благодаря реализованному вместе с «Неофлекс» проекту, оперативность формирования управленческих отчетов и их достоверность. С момента введения системы в эксплуатацию нивелирован человеческий фактор, который не мог не вносить «шумы» в отчетность. Теперь мы имеем актуальную и полную картину эффективности нашей деятельности в целом по банку и по всем центрам финансового учета в нужных разрезах и с требуемой детализацией. Решения принимаются на основе данных, которым мы полностью доверяем. Поэтому без преувеличения можно сказать, что с появлением новой системы отчетности управление банком перешло на новый качественный уровень.

Что нового привнесла система лично в Вашу работу?

Для меня очень важным результатом стала доступность данных, находящихся в хранилище. Если я получаю отчет, в котором какие-то цифры вызывают вопросы, то с помощью системы сам могу практически моментально найти на них ответы. Например, могу запросить в хранилище данные по статье баланса в любом разрезе. Раньше для получения таких данных приходилось давать поручение соответствующим службам и ждать, пока отчет будет сформирован в Excel.

Как Вы оцениваете работу компании «Неофлекс»?

Компания «Неофлекс» стала для нас партнером, которому мы без сомнений доверяем реализацию проектов, требующих детального знания банковских и информационных технологий. Такое отношение к «Неофлекс» основано на длительном и результативном опыте сотрудничества в ряде проектов. Я считаю, что «Неофлекс» обладает очень ценным ресурсом в лице его сотрудников — надежных и компетентных экспертов, вместе с которыми мы успешно построили систему формирования управленческой отчетности и приступили к реализации новых этапов проекта.
Сергей Гребнев
Сергей Гребнев
Вице-президент, директор по информационным технологиям Ханты-Мансийского банка

Каковы были IT-предпосылки проекта?

Мы нуждались в создании системы, которая объединила бы все наши филиалы в едином информационном пространстве. В первую очередь она была необходима для решения задач централизованного формирования управленческой отчетности. Партнеры из компании «Неофлекс» предложили нам решение, в котором вся необходимая для построения отчетности информация консолидируется в хранилище данных, а доставка данных из АБС, расположенных в филиалах, реализована средствами IBM WebSphere MQ.

Каким образом Вы вели поиск исполнителя проекта?

Выбор проводился очень тщательно, нужно было найти не только правильное технологическое решение, но и исполнителя. Мы рассматривали несколько вариантов, изучали платформы, вели переговоры. В результате выбрали компанию «Неофлекс». Определяющую роль сыграло несколько факторов. Во-первых, нас устроила платформа SAP, которую предложил «Неофлекс» для построения системы. Второй момент — мы уже знали «Неофлекс», его команду по работе на предыдущих проектах. Но главное — это подтвержденный опыт успешных аналогичных проектов в России, который есть у компании.

Как поможет система в реализации планов развития банка?

Решение, созданное Ханты-Мансийским банком совместно с «Неофлекс», отвечает требованию масштабируемости, которое важно для растущего бизнеса. В банковской сфере сейчас актуален вопрос слияний и поглощений, сегодня мы можем оперативно подключать к системе новые филиалы. Еще в ходе проекта наш банк открыл два новых филиала, которые мы подключили к системе очень быстро — практически за неделю.

Вернуться к списку историй