Локализация корпоративной банковской системы HSBC в России

Группа HSBC — одна из крупнейших в мире организаций, оказывающих широкий спектр банковских и финансовых услуг по всему миру. Первоначально в России «Эйч-эс-би-си Банк (РР)» обслуживал юридических лиц и предоставлял услуги по управлению частными капиталами. Между тем стратегическая цель Группы в России состояла в том, чтобы выйти на рынок розничных банковских услуг и занять на нем одно из ведущих мест.

Подробнее о клиенте

Кратко о проекте

Главная задача состояла в локализации и внедрении основной корпоративной системы HSBC. Проект по локализации и внедрению этой системы, а также других систем, участвующих в процессах обслуживания клиентов, «Эйч-эс-би-си Банк (РР)» реализовал совместно с компанией «Неофлекс».

«Неофлекс» выполнил локализацию корпоративной АБС путем создания IT-ландшафта, в котором данная система выполняет роль основной учетной системы, а целый ряд функций, отражающих требования российских регуляторов и самого банка, выполняют другие компоненты ландшафта. В числе этих компонентов корпоративное приложение HSBC для процессинга пластиковых карт, а также три российские системы – учетная АБС, система для сканирования документов и система «клиент-банк».

В результате успешного выполнения проекта в ноябре 2008 г. «Эйч-эс-би-си Банк (РР)» перевел обслуживание юридических лиц с российской на корпоративную АБС, а в июне 2009 года «с нуля» запустил розничный бизнес банка.

Оказанные услуги

Внедренное ПО

Предпосылки

Основной целью группы HSBC в России является предоставление банковских услуг и продуктов мирового уровня физическим лицам. Достижение этой цели потребовало использования корпоративной системы автоматизации деятельности банка, поддерживающей сложные бизнес-процессы, в том числе по обслуживанию розничных клиентов.

До начала проекта банк обслуживал относительно небольшое число юридических и физических лиц. Учет операций при этом велся в российской АБС. Что касается корпоративной АБС, то банк использовал ее нелокализованную версию только для формирования корпоративной отчетности.

Между тем стандарты HSBC предписывают банкам HSBC, расположенным по всему миру, в качестве основной учетной АБС использовать корпоративную АБС, специально разработанную для Группы. Данная АБС поддерживает западные правила ведения учета и автоматизирует все основные виды деятельности HSBC.

Это определило задачи проекта: локализовать корпоративную систему в соответствии с требованиями российских регуляторов к ведению банковского бизнеса, перевести обслуживание юридических лиц из российской в корпоративную АБС и внедрить корпоративную АБС для обеспечения работы розничного направления.

Проект выполнен объединенной командой специалистов IT-службы головного офиса HSBC, его офиса в России и «Неофлекс». При этом на специалистов «Неофлекс» была возложена задача обеспечения локализации корпоративных систем банка.

Способ решения

Корпоративная АБС банка HSBC по числу входящих в нее инструментов, объему предоставляемого функционала, сложности реализованных бизнес-процессов сравнима с самыми мощными тиражными иностранными АБС. Поддержка системой большого числа детально проработанных бизнес-процессов Группы, реализованных в соответствии с западными стандартами учета, определило большой объем работ по локализации.

В соответствии со своим подходом «Неофлекс» предложил локализовать корпоративную АБС путем создания IT-ландшафта. Корпоративная АБС в этом ландшафте выполняет роль основной учетной системы. Ландшафт также включает: корпоративное приложение HSBC для процессинга пластиковых карт, а также несколько российских систем, обеспечивающих реализацию российской специфики. Это российская учетная АБС, на которую возложена обработка российских платежей и формирование отчетности в соответствии с правилами ЦБ РФ, а также система для сканирования документов и система класса «клиент-банк».

Согласованную работу систем было предложено поддержать средствами интеграционного решения, построенного в идеологии SOA. При этом на интеграционное решение возлагалась также задача приведения данных корпоративной АБС к виду, диктуемому российскими правилами бухгалтерского учета.

Результаты

Созданное решение позволило HSBC организовать работу своего представительства в России согласно принятым в группе правилам ведения бизнеса. В ноябре 2008 года банк перевел поддержку основных операций по обслуживанию юридических лиц из российской в корпоративную АБС, в июне 2009 года — запустил «с нуля» розничный бизнес в России.

Сегодня решение обеспечивает обслуживание клиентов по 12 продуктам банка в полном соответствии с корпоративными стандартами HSBC и требованиями российских регуляторов. Созданный IT-ландшафт дает возможность HSBC быстро выводить на российский рынок новые банковские продукты и услуги.

Проект в «Эйч-эс-би-си Банк (РР)» подтвердил эффективность подхода «Неофлекс» к локализации иностранных АБС путем разделения необходимой функциональности между несколькими системами, связанными между собой интеграционным решением.

Интервью

Йохан Секора
Йохан Секора
Начальник управления по работе с физическими лицами HSBC в России

Каковы были основные предпосылки проекта?

В 2006 году Группа HSBC приняла стратегическое решение выйти на розничные рынки в шести новых странах. Среди этих стран была и Россия, которая представляет для Группы очень большой интерес благодаря значительному объему рынка.

Организационно процесс запуска розничного бизнеса в России не намного сложнее, чем в других странах. Бизнес-процессы на развивающихся рынках, в том числе и в России, имеют много общих черт. Корпоративные бизнес-процессы HSBC достаточно универсальны, и проблем с их адаптацией у нас, как правило, не возникало. Но в России мы столкнулись с особыми требованиями законодательства и государственных регуляторов, которые не поддерживались нашими корпоративными системами. Поэтому нам пришлось запустить проект по их локализации.

Насколько сложной была задача приведения деятельности банка в соответствие с российской спецификой?

Выполнить решение Группы о выходе на российский розничный рынок оказалось непросто. Требования Центробанка России например, по предоставлению отчетности, весьма специфичны. Новым в нашей практике было и проведение целого ряда обязательных согласований с региональными управлениями ЦБ РФ при открытии филиалов банка в регионах России.

Кроме того, несмотря на наш опыт запуска двуязычных систем — на английском и местном государственном языке, были определенные трудности, связанные с параллельным использованием кириллических и латинских символов. Но все эти задачи были успешно решены в ходе проекта.

Как Вы оцениваете результаты проекта?

Со времени открытия розничного бизнеса прошел недолгий срок, но мы уже привлекли много клиентов и большой объем депозитов, особенно валютных — в долларах и евро.

Масштабные дискуссии, в ходе которых определился окончательный вид продуктовой линейки, который мы предлагаем на российском рынке, продолжались почти до запуска розничного бизнеса. Несмотря на это, решение было готово в срок и, более того, полностью себя оправдало.

Нужно сказать, что уже после официального запуска решения в нем был доработан ряд функций, реализация этих услуг была осуществлена таким образом, что это не было заметно клиентам и не повлияло на их обслуживание по ранее запущенным продуктам и услугам. Это подтверждает, что на базе решения, созданного в ходе проекта, мы можем развивать новые перспективные направления бизнеса. Сейчас (октябрь 2009) Банк готовится запустить два больших бизнес-проекта — по ипотечному кредитованию и по частным инвестициям.

Какова Ваша оценка компании «Неофлекс» как исполнителя проекта?

За мою десятилетнюю практику работы с разными компаниями в разных странах я не видел случаев, чтобы команда поставщика решения была интегрирована в общую проектную группу настолько глубоко и плотно, как команда «Неофлекс». Я очень доволен взаимодействием с командой «Неофлекс» и выражаю всем ее участникам горячую благодарность за их вклад в успешное выполнение проекта.

Вернуться к списку историй