Построение архитектуры SOA в банке «Ренессанс Кредит»

КБ «Ренессанс Кредит» начал операции по потребительскому кредитованию в марте 2004 г. и в настоящее время является одним из ведущих игроков на российском рынке. Банк сотрудничает с большинством ведущих розничных сетей в более чем сорока регионах России. Потребительское кредитование является исключительной специализацией Банка.

Подробнее о клиенте

Кратко о проекте

Банк «Ренессанс Кредит» одним из первых в России приступил к построению сервис-ориентированной архитектуры (SOA — Service Oriented Architecture). Выбрав в качестве платформы продукты семейства IBM WebSphere, Банк в сжатые сроки перевел на интеграционную платформу WebSphere ESB (Enterprise Service Bus) взаимодействие своих основных бизнес-приложений.

В настоящее время к сервисной шине Банка подключены следующие приложения:

  • Система обработки кредитных заявок
  • Скоринговая система
  • Система взаимодействия с бюро кредитных историй
  • Система противодействия мошенничеству
  • Система управления кредитами
  • Cистема управления пластиковыми картами
  • Российская АБС (учет и отчетность).

Важнейшим результатом интеграционного проекта в банке «Ренессанс Кредит» стало уменьшение времени обработки кредитных заявок и повышение надежности процесса выдачи кредитов. В то же время построение IT-инфраструктуры в соответствии с принципами SOA создало технологическую основу для уменьшения затрат и сроков запуска новых кредитных продуктов.

Оказанные услуги

Предпосылки

В начале 2006 года IT-ландшафт банка «Ренессанс Кредит» состоял из нескольких автоматизированных банковских систем различных производителей, работающих на разных программно-аппаратных платформах. В частности, использовалась система поддержки принятия решений CapStone Decision Manager (Fair Isaac), бэк-офисная система Diasoft 5NT, карточная система Way4 (OpenWay). Многие ключевые бизнес-процессы, например обработки кредитных заявок, предполагали взаимодействие этих систем в режиме реального времени, что было организовано с помощью файлового интерфейса.

С ростом числа выдаваемых кредитов такой способ взаимодействия стал узким местом. Начало расти время обработки кредитных заявок, стало сложно управлять возникающими при обмене данными между системами исключительными ситуациями.

В это же время в Банке был начат проект внедрения перспективной системы управления кредитами Profile (Fidelity), а также еще нескольких новых программных продуктов, которые также должны были быть интегрированы в существующий ландшафт.

Способ решения

IT-менеджментом Банка было принято решение организовать взаимодействие приложений и процессов на основе архитектуры SOA (Service Oriented Architecture).

Совместно с компанией «Неофлекс», которая стала основным партнером Банка по внедрению SOA, была разработана высокоуровневая архитектура решения, а также выбрана технологическая платформа. Предпочтение было отдано продуктам семейства WebSphere компании IBM — мирового лидера в области технологий SOA и средств управления бизнес-процессами.

Этапы

май
2006
сентябрь
2006
июль
2006
сентябрь
2006
октябрь
2006
февраль
2007
май
2007

май 2006

Компания «Неофлекс» приступила к реализации первого этапа проекта.

В качестве первоочередной была выбрана задача переноса в интеграционную шину существующего на тот момент файлового интерфейса между системами CapStone Decision Manager и Diasoft 5NT, который использовался в процессе выдачи кредитов и перестал удовлетворять требованиям бизнеса.

сентябрь 2006

Были запущены в промышленную эксплуатацию первые два обмена через сервисную шину, в результате чего существенно возросла скорость и надежность обработки кредитных заявок.

июль 2006

Банк приступил к реализации уникального кредитного продукта, представляющего собой симбиоз обыкновенного потребительского кредита и кредитной карты.

Продукт был разработан в рамках стратегического партнерства Банка и сети магазинов ИКЕА.

сентябрь 2006

Использование интеграционной платформы позволило в сжатые сроки реализовать проект и уже сентябре 2006 года начать продажи нового кредитного продукта.

В рамках этого этапа к интеграционной шине была дополнительно подключена карточная система Way4.

октябрь 2006

К интеграционной шине были подключены система оценки заемщика CapStone Decision Accelerator (Fair Isaac) и система борьбы с мошенничеством Hunter (Experian SCOREX).

С этого момента взаимодействие всех основных систем, участвующих в бизнес-процессе обработки кредитных заявок, обеспечивалось средствами интеграционной платформы, что стало еще одним шагом в сторону увеличения скорости и надежности бизнес-процесса.

февраль 2007

В целях автоматизации процесса получения данных о кредитной истории заемщика к интеграционной шине была подключена система взаимодействия с Бюро кредитных историй Credit Registry.

Новая технология обеспечила улучшение качества принимаемых кредитных решений за счет использования информации о кредитной истории заемщиков в ходе обработки каждой кредитной заявки.

май 2007

К интеграционной шине Банка была впервые подключена внедряемая в банке перспективная система управления кредитами Profile (Fidelity), которая призвана взять на себя основную нагрузку по бэк-офисной обработке кредитных договоров в ближайшие несколько лет.

Использование WebSphere ESB позволило существенно снизить сроки и затраты на включение системы Profile в IT-инфраструктуру Банка благодаря применению готовых модулей, разработанных на предыдущих этапах проекта для обеспечения взаимодействия с другими системами.

Результаты

В ходе проекта к сервисной шине Банка подключены:

  • Система обработки кредитных заявок
  • Скоринговая система
  • Система взаимодействия с бюро кредитных историй (БКИ)
  • Система противодействия мошенничеству
  • Система управления кредитами
  • Система управления пластиковыми картами
  • Российская АБС (учет и отчетность).

Главные результаты проекта — существенное повышение надежности и гибкости бизнес-процессов Банка, появление принципиальной возможности реализовать комплексные бизнес-процессы, максимально соответствующие логике его работы.

Интервью

Ярослав Медокс
Ярослав Медокс
Директор департамента развития информационных cистем

Каковы были основные IT-предпосылки внедрения интеграционной платформы?

С точки зрения IT нам была необходима современная интеграционная среда промышленного уровня, которая позволила бы единообразно решать задачи интеграции новых сервисов и обеспечила бы требуемую нагрузочную способность.

Почему банк выбрал IBM WebSphere ESB?

IBM — один из ключевых игроков в области интеграции приложений. Кроме того, продукты компании IBM наилучшим образом соответствуют нашей целевой архитектуре.

Как Вы оцениваете результаты проекта?

В production WebSphere ESB заработала через три месяца после старта проекта. Благодаря этому мы смогли запустить в срок важный бизнес-проект с нашим партнером. Далее мы смогли внедрить сервисы, которые не представлялось возможным внедрить в старой архитектуре, например отдельный сервис для скоринга кредитных заявок, сервис для проверки кредитной истории по внешним источникам и т. д. В два раза ускорен обмен с основной банковской системой. Создан фундамент для дальнейшего построения SOA.

Каково Ваше мнение о компании «Неофлекс» как о партнере?

Компания «Неофлекс» — надежный, стабильный и предсказуемый партнер. Наличие соответствующей экспертизы и гибкость во взаимодействии с Банком позволяют нам уверенно смотреть на будущее сотрудничество.

Вольфганг Хайнрих
Вольфганг Хайнрих
Chief Technology Officer

Каковы основные бизнес-причины старта интеграционного проекта?

Первоначально выбор IT-систем Банка был обусловлен задачей быстрого запуска бизнеса. Взаимодействие приложений было организовано путем передачи файлов через специальные почтовые ящики. С ростом объемов механизм взаимодействия систем, основанный на обмене файлами, перестал соответствовать задачам бизнеса, поскольку сообщения большую часть времени ожидали своей очереди в этих почтовых ящиках.

Почему Вы выбрали «Неофлекс» в качестве интегратора?

«Неофлекс» продемонстрировал свою способность выполнять интеграционные проекты на основе концепций SOA других российских банках. И полученные отзывы об уже выполненной работе были убедительны. Кроме того, компания обладала глубокими знаниями систем, которые нужно было интегрировать, что послужило дополнительным фактором при выборе «Неофлекс».

Как Вы оцениваете результаты проекта?

С сентября 2006 года мы промышленно эксплуатируем WebSphere ESB. Мы удовлетворены не только производительностью решения, но и его гибкостью, которая позволяет нам оперативно подключать новые услуги по требованию бизнеса.

Каковы Ваши планы по дальнейшему развитию проекта?

Мы будем добавлять новые сервисы в WebSphere ESB по мере возникновения новых потребностей бизнеса. Сейчас мы работаем над развертыванием WebSphere PS для автоматизации наших бизнес-процессов с использованием языка BPEL. В это же время в Банке был начат проект внедрения перспективной системы управления кредитами Profile (Fidelity), а также еще нескольких новых программных продуктов, которые также должны были быть интегрированы в существующий ландшафт.

Вернуться к списку историй