Построение системы обработки заявок на проведение операций ПИФов с использованием промышленной BPM-платформы
Одна из крупнейших в России и СНГ независимых компаний в области управления инвестициями. Под управлением компании находятся активы на сумму, превышающую 155 миллиардов рублей (по состоянию на 22.08.08). «Ренессанс Управление Инвестициями» — один из лидеров по темпам роста активов под управлением в России и СНГ. В 2007 году объем активов под управлением компании вырос на 99%, в 2006 году — на 110%, в 2005 — на 142%. Компания предоставляет широкий спектр инвестиционных продуктов и финансовых услуг: от классических фондов акций и облигаций развивающихся рынков (Россия, СНГ, Африка) до индивидуально составленных для каждого клиента глобальных инвестиционных портфелей активов различных классов.
Подробнее о клиенте

Кратко о проекте

Весной 2007 года Группа компаний запустила проект по разработке решения для поддержки продаж инвестиционных паев ПИФов в собственном офисе продаж и пунктах продаж своих агентов — банков и инвестиционных компаний. Проект был открыт в связи с потребностью Группы в создании решения, которое обеспечит согласованную работу информационных систем компаний Группы и их партнеров — Специализированных регистраторов.

В настоящее время решение разработано и используется Группой в режиме промышленной эксплуатации. Оно включает 8 информационных систем, взаимодействующих между собой в идеологии SOA. Управляет сквозным бизнес-процессом обработки заявок на проведение операций с паями ПИФов специализированная система, реализованная на базе BPM-платформы.

Созданное решение позволяет компании:

  • подключать новых агентов к сети продаж паев ПИФов в кратчайшие сроки;
  • предоставлять во всех пунктах продаж паев единый сервис для выполнения операций по всему спектру документов, связанных с приобретением, погашением, обменом паев ПИФов;
  • организовать эффективное отражение операций с инвестиционными паями во всех информационных системах, участвующих в работе с заявками по паям; в частности, в кратчайшие сроки передавать информацию Спецрегистратору и получать от него уведомления, подтверждающие факт совершения операции.

Внедренное ПО

Предпосылки

Весной 2007 года Группа компаний «Ренессанс Управление Инвестициями» приступила к подготовке IT-инфраструктуры к быстрому развитию розничной сети продаж инвестиционных паев ПИФов с участием агентов, имеющих собственные сети продаж. На момент начала проекта бэк-офисная система, которая поддерживала пассивные операции управляющих компаний по покупке, продаже, обмену и т. д. паев ПИФов перестала отвечать их требованиям. Это было связано с планами управляющих компаний по существенному увеличению объемов операций с паями ПИФов. В Группе возникла потребность в новом надежном гибком решении, которое позволит в ответ на изменения рынка оперативно реализовывать бизнес-процессы по запросам управляющих компаний.

В этой ситуации в Группе компаний «Ренессанс Управление Инвестициями» был принят ряд решений:

  • внедрить новую бэк-офисную систему для учета пассивных операций с инвестиционными паями; «старую» бэк-офисную систему использовать для учета активных операций на рынке, т. е. операций, сопровождающих покупку активов;
  • разработать и реализовать IT-решение, которое: а) позволит создать единое пространство для обслуживания клиентов собственных офисов продаж и пунктов продаж агентов, б) предоставит агентам инструмент для быстрого и качественного обслуживания клиентов, в) обеспечит высокую скорость обработки заявок на выполнение операций с инвестиционными паями.

Способ решения

В рамках первого этапа проекта, который занял 3 месяца, специалисты «Неофлекс»:

  • изучили бизнес-процессы продаж паев ПИФов, включая процессы взаимодействия между управляющими компаниями, агентами и Спецрегистраторами;
  • разработали бизнес-требования по реализации решения для поддержки работы управляющих компаний на рынке;
  • разработали, основываясь на собранных требованиях, высокоуровневую архитектуру решения.

Эта архитектура предполагала автоматизацию бизнес-процессов продажи паев с участием ряда специализированных систем управляющих компаний: фронт-офисной системы для автоматизации пунктов продаж инвестиционных паев, бэк-офисной системы для учета пассивных операции с паями и др., а также систем ее партнеров. Для управления бизнес-процессами было предложено использовать решение, реализованное на промышленной BPM-платформе.

После утверждения архитектуры решения заказчиком компания «Неофлекс» разработала технические задания на такие его ключевые компоненты, как система обработки заявок на выполнение операций с паями ПИФов и интеграционное решение.

Далее заказчик объявил тендер на выбор компонент решения и исполнителей работ по ним. В сентябре 2007 компания «Неофлекс» выиграла тендер на разработку системы обработки заявок на проведение операций ПИФов на базе BPM-платформы и приступила к ее реализации. Спустя 8 месяцев, в июне 2008 года, система была успешно сдана в промышленную эксплуатацию.

Описание системы

Система обработки заявок на выполнение операций с паями ПИФов предоставляет пунктам продаж в любом месте их нахождения полный спектр операций с инвестиционными паями, а также единый сервис для работы с клиентской информацией — поддержку идентификации клиента, стандартизированное ведение удостоверяющих документов, адресной информации и банковских реквизитов счетов клиентов.

В системе реализовано более 10 бизнес-процессов, обеспечивающих выполнение операций по оформлению покупки паев, их обмена, продажи и т. д. Каждый процесс инициируется документами конкретного вида, поступающими от клиентов в пунктах продаж паев. В числе таких документов:

  • заявки на приобретение, погашение, обмен инвестиционных паев и т. д., включая заявки для случаев, когда операции выполняет брокер или доверительный управляющий;
  • договор купли-продажи на вторичном рынке и передаточное распоряжение;
  • заявления об изменении данных анкеты зарегистрированного лица, об открытии лицевого счета, о предоставлении выписки.

Каждый процесс автоматизирует полный цикл работы с заявкой на приобретение, погашение или обмен пая — от ввода заявки в систему до подготовки для клиента документов, подтверждающих факт выполнения операции. В частности, система обеспечивает контроль за правильностью заполнения заявок, принятых агентами, оперативный контроль прохождения заявки в управляющей компании и в Спецрегистраторе, получение отчетов по проведению операций.

Процесс включает этапы, на которых формируются задачи, выполняемые сотрудниками управляющей компании и ее партнеров, и этапы, в ходе которых система передает информацию в системы управляющей компании и Спецрегистратора или запрашивает из них информацию. В настоящее время в процессе обработки заявки на совершение операции с паями задействовано 8 информационных систем. В частности,

  • в бэк-офисную и бухгалтерскую системы управляющей компании передается заявка по паям для ее учета;
  • в информационную систему Спецрегистратора передается заявка для ее регистрации, после чего данные по регистрации передаются в учетные системы управляющей компании, где фиксируется новый статус заявки на операцию с паями и т. д.

Благодаря наличию Web-интерфейса подключение пунктов продаж к системе производится в течение нескольких часов. Другая отличительная особенность созданной системы — быстрая модификация любого бизнес-процесса под новые требования заказчика.

Этапы

апрель
2007
июль
2007
август-сентябрь
2007
сентябрь
2007
февраль
2008
май
2008
июнь
2008

апрель 2007

Компания «Неофлекс» приступила к сбору бизнес-требований к IT-решению для поддержки работы Группы компаний на рынке ПИФов.

июль 2007

Разработана высокоуровневая архитектура решения, способного поддержать эффективную работу управляющих компаний и их агентов с большими объемами заявок на выполнение операций с паями ПИФов.

После утверждения архитектуры решения разработаны технические задания на интеграционное решение и фронт-офисную систему обработки заявок на выполнение операций с паями ПИФов.

август-сентябрь 2007

Заказчик завершил тендер по выбору поставщиков для разработки компонент новой платформы.

сентябрь 2007

Компания «Неофлекс» выиграла тендер на разработку системы обработки заявок на проведение операций ПИФов.


февраль 2008

Разработана система обработки заявок на проведение операций с паями ПИФов на базе промышленной BPM-платформы.

май 2008

Система интегрирована в IT-инфраструктуру управляющих компаний. Завершены все виды функционального, интеграционного и приемочного тестирования системы.

июнь 2008

Система обработки заявок на проведение операций с паями ПИФов и новая бэк-офисная система успешно запущены в промышленную эксплуатацию.

Результаты

Построена IT-платформа для обеспечения работы Группы компании на рынке ПИФов. Решение реализовано в идеологии SOA. Одна из его ключевых компонент — система обработки заявок на проведение операций с паями ПИФов — поддерживает все этапы бизнес-процесса работы с паями.

Логика процессов, реализованных в системе, обеспечивается средствами BPM-платформы. За счет этого достигается быстрое внесение изменений в имеющиеся процессы и создание новых процессов.

Система реализована в трехзвенной архитектуре J2EE, которая поддерживает ее надежную работу в режиме 24 часа 7 дней в неделю.

Внедрение новой системы обеспечило сокращение времени обслуживания клиентов и времени обработки операций с инвестиционными паями. Это достигнуто, в частности, за счет автоматизации процессов передачи заявок (на приобретение, погашение и обмен паев ПИФов) в Спецрегистратор для подтверждения факта совершения операции и получения из него соответствующих уведомлений.

Вернуться к списку историй