Построение SOA-ландшафта в Сбербанке России для проекта «Кредитная фабрика»

Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют более четверти банковской системы страны (27%), а доля в банковском капитале находится на уровне 26% (1 июня 2010 г.). По данным журнала The Banker (1 июля 2010 г.), Сбербанк занимал 43 место по размеру основного капитала (капитала 1-го уровня) среди крупнейших банков мира.

Подробнее о клиенте

Кратко о проекте

В июле 2009 года компания «Неофлекс» сдала в промышленную эксплуатацию интеграционное решение, которое связывает информационные системы, задействованные в процессах кредитования физических лиц в Центральном аппарате Сбербанка России и его Северо-Западном банке. До конца 2009 года «Неофлекс» распространил решение еще на семь территориальных банков, входящих в структуру Сбербанка.

Цели проекта

Цель проекта — перевести Сбербанк на централизованную процедуру принятия решений по кредитным заявкам, поступающим от физических лиц. Технология «Кредитной фабрики» призвана значительно увеличить число рассматриваемых заявок, сократить время принятия решения по кредитной заявке с 7 до 1–2 дней и существенно улучшить качество кредитного портфеля.

Способ решения

Реализация программы «Кредитная фабрика» потребовала создания сложного IT-ландшафта. Работы по его построению включали внедрение фронт-офисной системы компании Experian, которая автоматизирует прием и рассмотрение кредитных заявок, и разработку интеграционного решения, обеспечивающего связь данной системы с широким спектром информационных систем, установленных в Центральном Аппарате Сбербанка России, в его 17 территориальных банках, а также в офисах его партнеров.

Разработка интеграционного решения была поручена компании «Неофлекс», лидирующей в России по числу успешно выполненных SOA проектов для финансовых организаций.

Интеграционное решение «Неофлекс» обеспечивает:

  • получение информации о потенциальном заемщике из внешних информационных сервисов партнеров — Бюро Кредитных Историй и других источников;
  • сбор и передачу в систему обработки кредитных заявок информации, необходимой для оценки платежеспособности заемщика и принятия решения о выдаче кредита, из бэк-офисных систем и специализированных баз данных;
  • передачу в учетные системы банка данных по одобренным заявкам, необходимых для подготовки и открытия кредитных договоров.

Предложенное «Неофлекс» решение включает две компоненты: центральное интеграционное решение, развернутое в Центральном Аппарате Сбербанка на платформе IBM WebSphere Process Server, и локальные интеграционные решения, которые развертываются в территориальных банках на платформе IBM WebSphere ESB. Связь между ними обеспечивает транспортная система, реализованная на базе IBM WebSphere MQ.

Результаты

В начале июля 2009 г. завершен первый этап проекта, в рамках которого интеграционное решение компании «Неофлекс» запущено в промышленную эксплуатацию в Центральном Аппарате Сбербанка и Северо-Западном банке. Оно обеспечивает интеграцию 12 информационных систем Центрального Аппарата Сбербанка и Северо-Западного территориального банка.

Эти работы явились необходимым условием перехода на продажи кредитов по технологии «Кредитной фабрики» отделений Сбербанка в Москве и в Северо-Западном регионе. Уже сегодня Сбербанк предлагает своим клиентам несколько кредитных продуктов по данной технологии.

До конца 2009 года «Неофлекс» распространил разработанное решение еще на семь территориальных банков Сбербанка России.

«Нам требовалось надежное, гибкое интеграционное решение, способное обслуживать обработку потока кредитных заявок по широкому спектру кредитных продуктов. Сложность проекта была обусловлена масштабами Сбербанка — числом используемых им информационных систем от разных разработчиков. Как показал завершенный этап работы, решение, предложенное „Неофлекс“, отвечает предъявляемым к нему требованиям», — комментирует проект Виктор Орловский, CIO Сбербанка России.

«Задача, поставленная перед „Неофлекс“, предполагала создание интеграционного решения, которое охватит всю структуру Сбербанка и предоставит банку возможность организовать процессы сбора и передачи информации в сложных IT-ландшафтах, охватывающих системы центрального офиса Сбербанка, его территориальных банков и партнеров, — отмечает Олег Баранов, управляющий партнер компании „Неофлекс“. — Создавая решение, мы использовали весь опыт, который был накоплен „Неофлекс“ в предыдущих SOA-проектах. Именно этот опыт позволил решить поставленные задачи в короткие сроки и с должным качеством».

Вернуться к списку историй