Создание системы управленческой отчетности в СДМ-Банке

Универсальный коммерческий банк СДМ-БАНК предлагает клиентам полный перечень услуг, принятых в отечественной и международной банковской практике. Банк имеет распределенную структуру. В Москве находится центральный офис банка и 12 его отделений. Региональная сеть банка включает филиалы, расположенные в 9 городах России, и представительство в Лондоне. По оценкам ведущих рейтинговых агентств, банк на протяжении последних лет стабильно входит в 100 крупнейших банков, работающих в России, по объему обязательств — в 50 самых рентабельных банков России, в 100 первых банков — по объему вкладов физических лиц. Банк обслуживает свыше 80 тысяч клиентов, число операций в день — свыше 50 тысяч, число действующих пластиковых карт — свыше 100 тысяч.

Подробнее о клиенте

Кратко о проекте

СДМ-БАНК одним из первых в отрасли принял решение реализовать систему формирования управленческой отчетности на профессиональной платформе в целях проведения финансово-экономического анализа деятельности банка. В качестве такой платформы была использована платформа SAP NetWeaver.

Новая система формирования управленческой отчетности базируется на хранилище данных, в котором ежедневно производится сбор данных из всех операционных систем банка. Система обеспечивает:

  • формирование широкого спектра управленческих отчетов, необходимых для проведения анализа и оценки эффективности деятельности банка во всех ключевых разрезах: по центрам финансовой отчетности (ЦФО), продуктам, точкам продаж, клиентам и их категориям, статьям отчетности, территориям, организациям;
  • формирование отчетов по стандартам МСФО.

В результате создания новой системы существенно повысились качество и оперативность предоставления информации, на основе которой принимаются управленческие решения, значительно возросла скорость принятия решений. Благодаря системе банк получил возможность в ходе выработки управленческих решений оперировать целостными выверенными данными, отражающими реальную ситуацию по всем направлениям своего бизнеса, всем своим филиалам и структурным подразделениям. При возникновении вопросов о причинах той или иной ситуации в бизнесе ответы на них руководство банка получает в терминах первичных данных.

Внедренное ПО

Предпосылки

Система формирования управленческой отчетности СДМ-БАНКа формировалась на протяжении всей его деятельности и изначально была реализована в среде Excel. Однако с развитием банка, расширением клиентской базы и спектра предоставляемых услуг стало очевидно, что это программное обеспечение не обладает всем функционалом, необходимым для поддержки текущих задач банка в области бизнес-анализа.

Руководство СДМ-БАНКа приняло решение создать новую систему финансового анализа на современной промышленной платформе. Разработка системы была поручена партнеру SAP — компании «Неофлекс», специализирующейся на создании решений для организаций финансового сектора экономики. По предложению специалистов «Неофлекс» в качестве основы системы была выбрана платформа SAP NetWeaver. Систему было решено создать с использованием компонент этой платформы: «Хранилище бизнес-информации» (SAP BW), «Бизнес-аналитика» (SAP BI), «Бизнес-планирование и моделирование» (SAP BW-BPS).

Способ решения

Руководство СДМ-БАНКа определило цель проекта как создание новой системы финансово-экономического анализа, предоставляющей в виде управленческих отчетов полную, точную и актуальную информацию для оценки эффективности бизнеса. Планировалось создать систему, которая:

  • позволит оценивать эффективность всех ключевых аспектов деятельности банка, включая деятельность ЦФО;
  • будет формировать гарантированно достоверную отчетность;
  • обеспечит прозрачность и оперативность предоставления управленческих отчетов;
  • сделает возможной разработку новых отчетов пользователями.

В качестве единого источника информации для формирования отчетности было решено создать универсальное хранилище данных. Создание такого хранилища явилось одной из основных задач проекта. Архитектура хранилища создавалась исходя из тех требований, которые банк предъявлял к формированию отчетности. Спектр отчетов был определен в техническом задании на систему, которое было разработано ведущими специалистами банка и утверждено на уровне его правления.

Проект

Проект реализовывался в несколько этапов. Первой стадией проекта стало обследование технологий и бизнес-процессов банка: были разработаны единые правила формирования отчетных форм, проведен тщательный анализ данных в системах-источниках. Затем начались работы по созданию аналитического хранилища и реализации отчетных форм.

Модель хранилища данных банка

При разработке модели данных хранилища в нее были заложены показатели, которые необходимы для решения задач развития бизнеса, а также для перехода банка к сквозному использованию принципов МСФО в построении всех видов отчетности.

В хранилище на ежедневной основе консолидируются данные: основной учетной системы банка, выполняющей также функцию автоматизации обслуживания юридических лиц, системы автоматизации обслуживания физических лиц, системы автоматизации внутрихозяйственной деятельности, системы обеспечения платежей через терминальные устройства, процессинговой системы.

Организация данных аналитического хранилища

Данные аналитического хранилища организованы в виде витрин двух типов. Это:

  • витрины, консолидирующие данные по отдельным направлениям деятельности банка: кредиты, депозиты, ценные бумаги, валютный дилинг, факторинг, МБК и др. Эти витрины обеспечивают доступ к детальной информации по конкретному направлению деятельности банка и возможность ее анализа в разрезах, специфичных для данного направления;
  • витрины для анализа деятельности банка в целом: баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств. Витрины этого типа позволяют анализировать эффективность деятельности банка в разрезах: ЦФО, продукты, точки продаж, клиенты и их категории, статьи отчетности, территории, организации. Поддержка механизма drill-down обеспечивает возможность детализации показателей витрин до конкретных сделок и проводок.

Обогащение данных

В системе реализован механизм обогащения данных, необходимый для построения отчетов в разрезе аналитических признаков, отсутствующих в исходных системах, например, ЦФО, продуктов, статей отчетности и др. Пользователи системы могут самостоятельно устанавливать в ней правила определения недостающей информации.

Механизм аллокаций

Распределение отдельных видов доходов и общебанковских расходов выполняется в системе с помощью механизма аллокаций, который реализован средствами SAP BW-BPS. Отчеты, обеспечивающие анализ эффективности ЦФО банка, могут формироваться как с учетом, так и без учета результатов распределения.

Контроль качества данных

Входящая в систему подсистема контроля качества обеспечивает проверку корректности данных, загружаемых в хранилище из систем-источников, а также предоставляет информацию об успешном или неуспешном завершении процесса их загрузки.

Результаты

В ходе проекта в систему были загружены реальные данные из систем-источников, проверена корректность их отображения в отчетных формах, протестированы алгоритмы систем обогащения данных и контроля качества данных, проведено обучение пользователей. Для обеспечения качественного внедрения были разработаны и согласованы методики тестирования, проведен большой объем тестовых испытаний.

В октябре 2007 года в промышленную эксплуатацию была сдана система, обеспечивающая формирование управленческой отчетности. В январе 2009 завешена вторая часть проекта — система дополнена функциями, необходимыми для формирования отчетности по МСФО.

В рамках проекта реализовано порядка 20 витрин данных, более 80 отчетных форм, настроены процедуры аллокации. В системе по данным хранилища данных формируются:

  • основные отчеты о деятельности банка: баланс, отчет о прибыли и убытках, отчет о движении денежных средств — в разрезе ЦФО, продуктов, подразделений, статей и др.;
  • отчеты, позволяющие проводить детальный анализ деятельности всех бизнес-направлений банка: расчет эффективности работы банкоматов, анализ доходности по отдельным видам пластиковых карт и др.;
  • основные отчеты МСФО: горизонтальная модель трансформации, агрегированный балансовый отчет, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, капитал;
  • дополнительные отчеты МСФО (примечания): основные средства, счета юридических лиц, счета физических лиц, кредиты (в том числе факторинг).

Отчеты могут быть детализированы по широкому спектру разрезов — сделкам, счетам синтетического и аналитического учета, валютам, договорам, контрагентам/клиентам, группам риска, подразделениям, регионам, срокам востребования/погашения и т. д.

Отчеты формируют сотрудники независимого подразделения согласно той методологии, которая заложена в систему. В результате абсолютно прозрачно формируются показатели, являющиеся основанием для оценки работы сотрудников подразделений, привлекающих клиентов. Простые отчеты формируются в системе мгновенно, на формирование наиболее трудоемкого отчета в динамике за 6 месяцев тратится не более 2 часов. Весь процесс формирования отчетности по МСФО занимает менее 3 дней.

Данные, предоставляемые системой, стали основанием для разработки нескольких больших проектов развития банка: зарплатных проектов, проектов развития сети банкоматов, терминалов самообслуживания и др.

Интервью

Ольга Злобина
Ольга Злобина
Первый заместитель председателя правления СДМ-Банка

Как Вы можете сформулировать основной результат проекта?

Ключевое достижение проекта — существенное повышение скорости и качества принятия управленческих решений. Система предоставляет руководству актуальные и полные данные, отражающие реальную ситуацию по всем направлениям бизнеса банка, всем его филиалам и структурным подразделениям.

На основании этих данных проводится подробный анализ текущей ситуации и принимаются взвешенные управленческие решения. В частности, с помощью системы производится оценка уровня принимаемых банком рисков, что позволяет минимизировать эти риски и управлять ими практически в режиме on-line.

Благодаря внедрению системы абсолютно прозрачно формируются показатели, по которым оценивается работа сотрудников подразделений, привлекающих клиентов.
Основываясь на данных, предоставляемых системой, банк приступил к разработке нескольких крупных проектов: зарплатных, проектов развития сети банкоматов, терминалов самообслуживания и других.

Важным результатом для банка стало внедрение блока отчетности по МСФО. Объединение данных из всех транзакционных систем в единое хранилище позволило значительно сократить время на ее изготовление: теперь банк формирует отчеты по МСФО с примечаниями ежеквартально, а при необходимости может делать это ежемесячно теми же силами.

В глобальном смысле реализация проекта привела к увеличению реальной стоимости активов банка, повышению его привлекательности для инвесторов.

Существует ли у банка своя методология финансового анализа? Удалось ли ее реализовать в новой системе?

Система финансового анализа в СДМ-БАНКе основана на методологии, разработанной Председателем Совета Директоров Банка, профессором Анатолием Яковлевичем Ландсманом. Эта методология развивалась на протяжении всего периода деятельности банка.

Первоначально система была реализована в Excel, однако на определенном этапе развития банку потребовалось решение на промышленной платформе, обладающей более высокой производительностью и всем необходимым функционалом для поддержки текущих задач в области бизнес-анализа. В ходе проекта «Неофлекс» разработал такую систему, в ее основу были заложены методологические принципы, которых придерживается СДМ-БАНК.

Как Вы обеспечили достижение основных результатов проекта?

В первую очередь успех был обеспечен за счет слаженной работы команды, образованной из сотрудников банка и «Неофлекс». Все работали на единый результат, и благодаря такой синергии проект был успешно реализован. По оценке руководства банка, результат проекта превзошел ожидания.

При работе над техническим заданием мы подготовили два больших документа: один из них называется «Общее построение системы», второй — «Формы отчетности». Их разработка заняла два месяца и стала для банка самым сложным этапом проекта. Но это были очень важные документы — в них было зафиксировано видение будущей системы.

Большую роль в успехе сыграло то, что руководство проектом в целом осуществлял непосредственно Председатель Совета Директоров как главный заказчик. Еженедельно он лично участвовал в заседаниях рабочей группы. Помимо этого на ежедневной основе проводился контроль выполнения плана проекта, постоянно контролировалось соблюдение стандартов банка, изложенных в техническом задании.

Ваше мнение о компании «Неофлекс»?

Сам за себя говорит тот факт, что СДМ-БАНК не проводил тендер на проект. В этом не было необходимости, поскольку банк взаимодействовал с ядром команды «Неофлекс» с 1997 года и оценивал «Неофлекс» как компанию, имеющую глубокие компетенции в банковских технологиях и автоматизации банковской деятельности. За много лет сотрудничества «Неофлекс» показал себя как надёжный партнёр, строго соблюдающий интересы своих клиентов.

Вернуться к списку историй