Управление бизнес-процессами с использованием промышленной BPM-платформы

Сегодня «Ренессанс Кредит» является третьим по величине частным игроком на рынке потребительского кредитования в России и Украине. Банк обслуживает около 2 млн клиентов, предлагает рынку широкий спектр продуктов потребительского кредитования, включая целевые кредиты, автокредитование, нецелевые кредиты и кредитные карты.

Подробнее о клиенте

Кратко о проекте

В 2006 году Банк встал перед необходимостью создать мощную IT-архитектуру, которая позволит поддержать заданное качество кредитного портфеля. Для этого нужно было оптимальным образом организовать взаимодействие специализированных информационных систем, обеспечивающих основной бизнес-процесс Банка — продажи потребительских кредитов.

Проект по построению архитектуры SOA был открыт в апреле 2006 года. В течение 2006–2008 годов к интеграционной шине IBM WebSphere ESB были подключены 11 информационных систем, участвующих в основном бизнес-процессе.

Следующий шаг в построении архитектуры SOA состоял в реализации управления бизнес-процессом выдачи потребительских кредитов на промышленной BPM-платформе.

В результате выполнения указанных двух проектов в Банке создана IT-инфраструктура, позволяющая в короткие сроки описывать и автоматизировать бизнес-процессы по требованию бизнеса.

Реальные выгоды наличия архитектуры SOA Банк в полной мере ощутил при подготовке IT-составляющей нового банковского продукта — продажи потребительских кредитов через Кредитного брокера. Необходимый для этого новый бизнес-процесс был описан и реализован всего за 2 месяца без внесения каких-либо изменений в используемые Банком приложения.

Оказанные услуги

Предпосылки

К моменту начала проекта бизнес-процесс «продажи потребительских кредитов в магазинах партнеров с участием кредитных представителей Банка» обеспечивало интеграционное решение, разработанное компанией «Неофлекс» в архитектуре SOA. Данное решение поддерживает сегодня согласованную работу 11 информационных систем Банка, взаимодействующих между собой через интеграционную шину IBM WebSphere ESB с использованием свыше 40 сервисов, оперирующих более чем 120 бизнес-объектами.

В числе этих систем:
  • фронт-офисная система
  • системы, поддерживающие принятие решения по кредитной заявке: скоринговая система, системы взаимодействия с внешними бюро кредитных историй, система противодействия мошенничеству, система проверки заемщиков по «черным» спискам, система проверки и корректировки адресов
  • системы, обслуживающие работу с кредитами: система управления пластиковыми картами, система голосового обслуживания, система SMS-банкинга
  • учетные системы — российская и западная АБС.

Автоматизированное управления процессом продаж (т. е. управление вызовами сервисов интегрированных информационных приложений, участвующих в продажах) до начала проекта было реализовано средствами системы, в которой специалистами Банка была наращена BPM-функциональность.

С ростом бизнеса эта система перестала удовлетворять предъявляемым к ней требованиям. Стали ощутимы ее ограничения по производительности. Реализованный в системе процесс не был оптимальным. При этом система не позволяла описать его прозрачным образом. Это затрудняло оптимизацию автоматизированного процесса продаж текущих продуктов Банка и разработку новых банковских продуктов.

Способ решения

IT-менеджментом Банка было принято решение реализовать управление бизнес-процессами продаж продуктов Банка на промышленной BPM-платформе. В качестве такой платформы Банк выбрал продукт IBM WebSphere Process Server.

На первом этапе на выбранную BPM-платформу было решено перенести управление продажами потребительских кредитов в логике, которая была реализована в «старой» системе. В ходе переноса необходимо было выполнить лишь минимальную оптимизацию процесса.

Задача второго этапа проекта состояла в том, чтобы, опираясь на результаты первого этапа, описать и реализовать на BPM-платформе принципиально новый бизнес-процесс — продажи потребительских кредитов через Кредитного брокера. В отличие от обычной схемы продажи по брокерской схеме проводятся без присутствия в магазинах партнера кредитных представителей Банка.

Этапы

август
2007
cентябрь
2007
ноябрь
2007
декабрь
2007
январь
2008
февраль
2008
март
2008

август 2007

компания «Неофлекс» завершила сбор бизнес-требований и разработку технического задания на реализацию на BPM-платформе управления бизнес-процессом продаж потребительских кредитов по обычной схеме — с участием кредитных представителей Банка.

cентябрь 2007

Построен высокодоступный масштабируемый кластер программных продуктов компании IBM — WebSphere ESB и WebSphere Process Server.

ноябрь 2007

Бизнес-процесс продаж потребительских кредитов по обычной схеме реализован на базе платформы IBM WebSphere Process Server.

В этом же месяце в него включены задачи для пользователей фронт-офисной системы (human task) и разработана система его мониторинга по ключевым показателям.

декабрь 2007

Бизнес-процесс, реализованный на IBM WebSphere Process Server, запущен в опытно-промышленную эксплуатацию в нескольких точках продаж.

январь 2008

Принято решение о переводе на новый бизнес-процесс всех точек, где ведутся продажи потребительских кредитов Банка.

февраль 2008

Компания «Неофлекс» приступила к созданию принципиального нового бизнес-процесса — продажи потребительских кредитов через Кредитного брокера.

Новый процесс создан без модификации приложений путем перекомпоновки готовых сервисов, используемых в автоматизации продаж потребительских кредитов по обычной схеме. Процесс реализован как полностью автоматический. Обработка кредитной заявки от ее получения Банком через Web-сервис до отправки решения Банка по заявке в торговую точку занимает менее 2 минут. За это время средствами нескольких приложений проводится тщательная проверка потенциального заемщика.

март 2008

Новый бизнес-процесс запущен в опытно-промышленную эксплуатацию в торговой сети одного из партнеров Банка.
В его выполнении участвуют 11 ранее названых приложений, взаимодействующих между собой через интеграционную шину, и вспомогательный сервис, выполняющий генерацию оферты. Технологические характеристики созданного решения обеспечивают продажу кредитов в режиме 24 часа 7 дней в неделю в более чем 1800 магазинах Торгового партнера, взявшего на себя роль Кредитного брокера.

Результаты

В ходе проектов, реализованных компанией «Неофлекс», создана мощная, гибкая IT-инфраструктура, играющая роль ключевого элемента в повышении конкурентоспособности Банка.

  • Основной бизнес-процесс банка — продажи потребительских кредитов — обеспечивает архитектура SOA. В ходе проекта ранее разработанное интеграционное решение дополнено решением для описания и управления бизнес-процессами, реализованным на промышленной BPM-платформе.
  • Благодаря наличию архитектуры SOA сокращено время создания IT-составляющей новых банковских продуктов. Это полностью подтвердил проект описания, реализации и развертывания в торговой сети Партнера бизнес-процесса продаж потребительских кредитов через Кредитного брокера.
  • Средствами промышленной BPM-платформы реализовано автоматическое формирование метрик основного бизнес-процесса Банка: среднее время обработки документов на каждом из этапов процесса и др. Метрики используются для контроля бизнес-процессов и разработки предложений по их оптимизации.

Решение реализовано в кластерной архитектуре на базе платформ IBM WebSphere ESB и IBM WebSphere Process Server. Производительность решения может оперативно увеличиваться по мере роста продаж продуктов Банка. Технические характеристики решения обеспечивают продажи кредитов 24 часа 7 дней в неделю и гарантируют защищенность Банка от репутационных и финансовых потерь.

Интервью

Ярослав Медокс
Ярослав Медокс
Директор департамента развития информационных систем

В связи с чем был начат перевод управления бизнес-процессами Банка на промышленную BPM-платформу?

Создание решения для управления бизнес-процессами в идеологии SOA зафиксировано в IT-стратегии Банка. С другой стороны, Банк готовился к росту продаж в конце года, при этом мы не были уверены, что существующая система справится с новыми объемами. Иначе говоря, мы подошли к ситуации, когда развивать имеющуюся систему стало нецелесообразно.

Почему для реализации проекта была выбрана платформа IBM WebShere Process Server?

Цены и соотношение «цена-качество» по всем промышленным BPM-платформам очень близки. А поскольку IT-инфраструктура банка строится на продуктах IBM WebSphere, выбор IBM Process Server был практически предопределен. Мы выбрали высокотехнологичное решение и избежали проблем с совместимостью.

Каково Ваше впечатление от решения, реализованного на IBM WebShere Process Server?

Факты говорят сами за себя: новый бизнес-процесс Банка — продажи кредитов по брокерской схеме — был реализован всего за 2 месяца. Сегодня Банк практически мгновенно дает ответы по кредитным заявкам, поступающим из торговой сети партнера. Эти факты говорят о том, что решение является индустриальным. Сейчас мы переводим на IBM WebShere Process Serverуправление всеми процессами, связанными с продажей кредитов. Поскольку при этом используются стандартные технологии, мы смогли разделить работы между специалистами Банка и компании «Неофлекс». Это также отличная характеристика решения.

Как Вы оцениваете архитектуру SOA, построенную специалистами «Неофлекс»?

Созданная архитектура заслуживает самой высокой оценки. Следует сказать, что сервисы обмена данными через IBM WebSphere ESB с самого начала были построены правильно. И мы не смогли бы за два месяца подготовить и развернуть на рынке продажи нового продукта, если бы не располагали «движком», реализованным на промышленной BPM-платформе.

Герман Тишендорф
Герман Тишендорф
Chief Information Officer

Что побудило Банк реализовать процесс выдачи кредитов по брокерской схеме?

Брокерская схема работы выгодна всем участникам процесса — и торговым сетям, и их клиентам, и банкам, по кредитам которых совершается покупка. Как показывает наша практика, при работе по брокерской схеме затраты банка уменьшаются в 5 раз по сравнению с традиционной организацией работы, когда сотрудники банка ведут продажи кредитов, физически находясь в точках продаж партнера, на территории его магазинов.

Как Вы оцениваете результаты проекта?

Мы получили стабильно работающее решение, причем это именно то решение, которое нам было необходимо. Сейчас, когда проект становится известен рынку, мы ждем обращения от кредитных брокеров и торговых партнеров с предложениями о совместном развитии бизнеса. На мой взгляд, наш опыт работы по брокерской схеме важен с точки зрения развития финансового рынка в России в целом. Я уверен, что и другие банки перейдут на эту схему работы.

В какой мере оправдались Ваши ожидания от сотрудничества с «Неофлекс»?

Это был непростой проект, но наши совместные усилия привели к очень интересным результатам, и мы вместе очень многому научились. На проекте мы сталкивались с проблемами, и нужно признать, что во многих случаях порождал их сам Банк. Наш банк динамично развивается, ошибки при таком росте неизбежны. Во всех проблемных ситуациях специалисты «Неофлекс» реагировали очень быстро, всегда предлагали решения, которые позволяли их разрешить.

Получит ли это проект развитие?

Безусловно, он уже получил развитие. У нас есть опробованная функциональность, которая позволяет нам вместе с компанией «Неофлекс» быстро реализовывать работу по брокерской схеме с новыми торговыми партнерами и кредитными брокерами.

Вернуться к списку историй