…Тем не менее наши банки, особенно те из них, которые рискнули развивать розничный бизнес, пытаются внедрять современные технологии, постепенно по мере возможности меняя инфраструктуру в целом. Причем серьезные изменения затрагивают и информационные технологии, и телекоммуникационную составляющую. Очень многие эксперты едины во мнении, что сервис-ориентированная архитектура (SOA) — это та идеология будущего, которая больше всего подходит всем без исключения банкам для построения наиболее оптимальной инфраструктуры. По определению, которое дается в известной книге, написанной экспертами компании IBM, «Компас в мире сервис-ориентированной архитектуры (SOA)», это «каркас для интеграции бизнес-процессов и поддержания IT-инфраструктуры в форме безопасных стандартизованных компонентов служб, которые могут использоваться неоднократно и комбинироваться для адаптации к изменению приоритетов в бизнесе». Именно эта формулировка наиболее точно отображает направление, в котором многие банки за рубежом и в России уже начинают перестраивать свои информационные технологии.

Почему именно SОА? Ярослав Медокс, директор Департамента развития информационных систем банка «Ренессанс Кредит», считает, что удобство использования SОА состоит в том, что каждую отдельную IT-систему можно представить в виде сервиса, который оказывает определенные «услуги» другим системам. Тогда каждую банковскую услугу можно представить как результат взаимодействия нескольких технических сервисов, которые объединены в определенной последовательности. Кстати, именно благодаря тому, что в банке уже идет построение систем в идеологии этой архитектуры, как говорит Ярослав Медокс, стал возможен проект кредитования покупателей в магазинах IKEA, запущенный год назад. «Реннесанс Кредит» является эксклюзивным провайдером на территории России во всех магазинах IKEA, причем кредитование осуществляется только с использованием кредитных карт, рассказывает Ярослав Медокс. — Персонифицированные кредитные карты выпускаются сразу, в присутствии клиента. Банк создал и предлагает комбинированный с точки зрения и бизнеса, и технологий продукт. Задача состояла в том, чтобы с помощью кредитной карты, которая выпускается в точке продажи в присутствии клиента и должна быть персонифицирована, выдать целевой кредит. Сделать это было довольно сложно. У нас исторически в банке существует два операционных дня, учет принципиально отличается с бухгалтерской точки зрения. Проблема в том, что карточный кредит обеспечивается сервисом, расположенном в одной системе, а целевой кредит — сервисом, находящимся в другой системе. То есть с помощью карточки, которая обслуживается одной системой, банк выдает кредит, который учитывается в другой системе. Физически это разные системы и разные архитектуры. В АБС учитываются целевые кредиты, нецелевые кредиты, автокредиты. При этом совершенно другая система работает с кредитными картами, и связана она с АБС в режиме оффлайн. Онлайн-связи между ними не было. Соединить информационные потоки удалось только лишь благодаря наличию у нас шины данных, которая была создана в процессе перехода к SОА. В результате клиенту предлагается уникальная услуга: получая кредит, ему сразу выдают кредитную карточку, банк же, во-первых, расширяет свою клиентскую базу, а во-вторых, у нас появился опыт создания комбинированных банковских продуктов».

Ярослав Медокс также утверждает, что в скором времени в банке будет запущен еще один проект, с технической точки зрения абсолютно новаторский — он будет осуществлен на следующем уровне SОА, уровне автоматизированного управления бизнес-процессами. «Мы получим возможность перекомбинировать сервисы в определенной последовательности, и делать это практически без программирования», — говорит он. …

Национальный Банковский Журнал, №10, 2007

Ссылка на материал

Источник: Национальный Банковский Журнал


Поделиться

Вернуться к списку публикаций