— Что происходит на рынке долгов? Дмитрий Зайков: Статистика показывает, что пик просроченной задолженности в целом по банковской системе пройден, и сейчас ситуация улучшается. После кризиса банки стали серьезнее относиться к рискам и выбирать более консервативную политику кредитования. Вопрос передачи проблемных активов коллекторским агентствам непосредственно связан со степенью зрелости бизнес-процессов и уровнем автоматизации подразделения collection конкретного банка. Важным фактором здесь являются качество и объем кредитного портфеля. Стратегия небольших банков не подразумевает активного развития собственной службы по работе с должниками, взыскание плохих долгов после определенного срока они передают профессиональным игрокам коллекторского рынка. В тоже время крупные банки самостоятельно выстраивают работу со своими клиентами-должниками, используют мировые best practice, автоматизируют и постоянно оптимизируют бизнес-процессы по работе с должниками. «Неофлекс» является партнером компании FICO (Fair Isaac) и предлагает рынку продукт по автоматизации коллекторской деятельности — FICO Debt Manager.

Последнее время мы отмечаем устойчивый интерес банков и крупных коллекторских агентств к этому продукту. Это — одно из лучших решений на рынке, его используют более 100 крупнейших банков в более чем 40 странах мира. В России это решение уже несколько лет успешно использует ряд крупных российских банков, в числе которых, например, Альфа-Банк и «Русфинанс Банк». Банкам, активно работающим на рынке кредитования, рано или поздно придется развивать свой collection как минимум в части работы call-центра («soft collection»). На этом этапе банку важно быстро отреагировать на возникновение просрочки и постараться вернуть клиента «в график», а это можно сделать только своими силами — реакция коллекторских агентств недостаточно быстрая, да и цель у них немного другая.

— Какие инструменты работы с проблемными активами и программное обеспечение Вы используете в настоящий момент? Какие из них являются наиболее эффективными? Дмитрий Зайков: Рынок систем по работе с просроченной задолженностью можно разделить на два класса: промышленные решения от крупнейших мировых поставщиков-лидеров рынка, например, таких как FICO, и локальные решения, реализованные на базе российских АБС или CRM-систем. Разница между двумя классами систем значительна, в первую очередь в функционале. Отличаются и цели внедрения, которые зависят от стратегии банка по работе с должниками и объема портфеля просроченных кредитов. Об отличительных особенностях промышленных решений расскажу на примере системы FICO Debt Manager. Во-первых, система позволяет полностью автоматизировать работу на всех этапах работы с просроченной задолженностью — от ее возникновения до возврата долга или взыскания в судебном порядке. Во-вторых, поддерживает весь ассортимент кредитных продуктов, присутствующих сегодня на российском рынке. То есть, нет риска, что для настройки под следующий кредитный продукт потребуются существенные доработки системы. Важно также, что решение обеспечивает работу с задолженностью как физических, так и юридических лиц.

Debt Manager содержит инструменты для быстрой и гибкой настройки уникальных стратегий работы с должниками, сегментации пула проблемных контрактов, исходя из их качества, автоматического формирования заданий сотрудникам подразделения collection и автоматического выполнения различных действий, как, например, рассылка писем и sms. Привлекает функционал мониторинга, позволяющий оценивать эффективность работы как отдельных сотрудников, так и бизнес-процессов в целом. С помощью этого функционала, оценивая стоимость прохождения кредита по стратегии, банк может управлять затратами на сбор задолженности. Правильное использование таких систем позволяет банку собирать большую часть просроченных долгов на этапе soft-collection, и тем самым существенно уменьшить резервы на возможные потери. Можно, например, обработав 50% «важных» договоров, собрать 80% от общей суммы задолженности. Система также позволяет обеспечить обмен информацией с внутренними и внешними подразделениями, поддерживающими процесс претензионной работы на поздних этапах.«Неофлекс» автоматизирует коллекторскую деятельность в Русфинанс Банке 

В ходе внедрения специализированной системы Debt Manager (компания FICO) в Русфинанс Банке автоматизирована работа call-центра банка по урегулированию просроченной задолженности. Успешная деятельность в области розничных банковских услуг предполагает эффективную работу с проблемной задолженностью. Для автоматизации коллекторской деятельности банк принял решение использовать систему Debt Manager компании FICO (прежнее название — Fair Isaac ). Данная система, занимающая лидирующие позиции на рынке, позволяет автоматизировать все этапы работы с просроченной задолженностью — от ее возникновения до взыскания в судебном порядке.
Проект начался с автоматизации полного цикла работы по взысканию долгов по одному кредитному продукту — автокредиты. Далее начались работы по развитию проекта. В середине мая в промышленную эксплуатацию сдано решение, обеспечивающее коллекторскую работу по всем кредитным продуктам банка на стадии Soft Collection. В планах банка автоматизация на базе системы всех этапов работы по взысканию долгов. 

Проект выполняется с участием специалистов компании «Неофлекс» — официального партнера FICO в России и странах СНГ, имеющего центр экспертизы по ряду продуктов компании FICO, в том числе по системе Debt Manager. «Мы были заинтересованы в том, чтобы проект выполняли сотрудники «Неофлекс». Мы рады сотрудничать по новому направлению с компанией, которая зарекомендовала себя на предыдущих проектах как надежный партнер, быстро реагирующий на наши запросы» , — отметил Олег Подкопаев, руководитель департамента информационных технологий Русфинанс Банка. В ходе проекта в системе были настроены стратегии работы с клиентами, у которых имеется просроченная задолженность. Важную часть проекта составили работы по сбору и загрузке в систему данных по кредитным договорам из нескольких бэк-офисных приложений банка. Необходимые ETL-процессы были реализованы средствами промышленной платформы Informatica Power Center.

Информация о системе Debt Manager

Систему FICO Debt Manager используют более 100 банков в более чем 40 странах мира. Это банки Royal Bank of Scotland, Barclays Bank, HSBC, Raiffeisen Bank, Capital One, Ford Credit, General Motors Acceptance Credit, National Australia Bank, Deutsche Bank и др. Систему отличают высокая гибкость, обеспечивающая возможность быстро вносить изменения в стратегии работы с просроченной задолженностью, удобный интерфейс, возможность организовать детальный контроль коллекторской работы и оценивать ее эффективность.

Текст: Вероника Новикова.
Полный текст публикации 

Источник: Аналитический банковский журнал


Поделиться

Вернуться к списку публикаций