Банки уже привыкли к СМЭВ, научились работать с каналом ЦБ, однако очередные изменения не заставили себя долго ждать, и вот-вот подоспеют следующие. Их не стоит воспринимать как нечто принципиально новое: мы наблюдаем общую тенденцию перехода на электронный документооборот, с однотипными задачами и схожими бизнес-процессами, и с каждым днем она подкрепляется свежими фактами. На этот раз банкам предстоит организовать отправку уведомлений о залогах нотариусу для внесения им информации в Реестр движимого имущества. В логике работы здесь много общего с хорошо знакомыми нам видами электронного взаимодействия, но есть и свои особенности. Нигде в законе не прописана прямая обязанность банка вносить информацию о залогах в Реестр. Однако залогодержатели обязаны направлять нотариусу уведомления об изменении и прекращении залога, независимо от того, кем было подано уведомление о его возникновении, в течение трех дней с момента, когда они узнали или должны были узнать об изменении или о прекращении залога (п. 4 ст. 339.1 ГК РФ). Несвоевременное уведомление делает невозможным обращение взыскания на заложенное имущество при отсутствии в реестре информации о залоге (ст. 181 166-ФЗ от 2 октября 2012 г.).

Залогодержатель, зарегистрировавший уведомление ранее других (в случае, когда движимое имущество является предметом нескольких залогов) (п. 10 ст. 342.1 ГК РФ), находится в приоритетном положении. Для кредитных организаций установлен «переходный период», в течение которого залоги, возникшие до 1 июля 2014 года, можно регистрировать в Реестре до 10 января 2015 года. Весь процесс регистрации залога сводится к подаче нотариусу залогодержателем или залогодателем уведомления о залоге в установленной форме. У банков есть выбор, каким способом взаимодействовать с нотариусами:

  • при помощи бумажного носителя;
  • посредством съемного электронного носителя;
  • по защищенному каналу в электронном виде.

Вариант передачи уведомления на бумажном носителе предполагает дополнительные затраты на нотариальное оформление при переводе сообщения в электронную форму (обычно у каждого нотариуса свои ставки, но в приделах Москвы средняя стоимость перепечатки одного листа формата А4 – 200 руб.) и отсутствие возможности обработки больших объемов информации. Предоставляя нотариусу съемный носитель, банк должен быть готов к последующей квитовке полученных свидетельств, требующей временных ресурсов сотрудников банка, т.к. без анализа содержания файла со свидетельством невозможно провести сопоставление с ранее направленными уведомлениями. При первом и втором варианте без личного посещения нотариуса представителем банка не обойтись. Вариант электронного взаимодействия по защищенному каналу, безусловно, наиболее комфортный для банка, т.к. он исключает необходимость личного присутствия, и плата нотариусу ограничивается 300 рублями по тарифу, а скорость регистрации повышается. «Неофлекс» предлагает полностью автоматизировать процесс взаимодействия с нотариусом: создание, электронное подписание и передачу уведомлений, получение свидетельств регистрации, их квитовку, статистическую обработку и хранение данных. Некоторое время назад, когда требования ведомств начали расти, словно снежный ком, банкам стало ясно, что все вопросы электронного взаимодействия с ними выгоднее рассматривать в совокупности. Компания «Неофлекс» предлагает как раз такое специализированное модульное решение, построенное в единой архитектуре. Его главным преимуществом является широта охвата задач, стоящих и возникающих перед банком. Удобство продуктовой линейки Neoflex Adapters уже оценили более 40 % клиентов «Неофлекс», а такие кредитные организации, как Связной Банк и РОСТ БАНК выбрали ее взамен решений других поставщиков, которыми они пользовались ранее. Система Neoflex Adapters включает свыше 40 модулей для взаимодействия по всем возможным каналам (СМЭВ, ЦБ, В2В) с Федеральным казначейством, Федеральной службой судебных приставов, Федеральной налоговой службой, Росреестром, Пенсионным фондом России, Федеральной таможенной службой, Московским порталом городских услуг, Росстатом и Нотариатом (Реестром движимого имущества) и т.д. Модули Neoflex Adapters позволяют автоматизировать весь бизнес-процесс ЭДО, от выгрузки до передачи данных, включая шифрование и цифровую подпись. Для работы неограниченного числа пользователей в едином удобном, интуитивно понятном интерфейсе, потребуется только браузер. Специализированное решение просто установить и легко развивать, добавляя новые модули. При этом компания «Неофлекс» гарантирует техническую поддержку и своевременное обновление системы в случае изменения требований к ЭДО государственных ведомств.

Ссылка на материал

Источник: Банки и деловой мир


Поделиться

Вернуться к списку публикаций