«Банковские технологии»: Каковы, на ваш взгляд, бизнес перспективы взаимодействия банков со СМЭВ? Рассматривают ли банки участие в ГИС ГМП исключительно как соответствие требованиям регулятора или видят в нем возможность повысить комиссионные доходы? Екатерина Постоюк: СМЭВ создавалась прежде всего для удобства граждан и государственных ведомств. Что же касается банков, им пока так и не удалось стать полноправными участниками электронного взаимодействия. Банки вынуждены выполнять требования законодательства и отправлять информацию государственным органам, но сами не получают от СМЭВ тех выгод, на которые рассчитывали. Ни транслировать государственные услуги своим клиентам, и тем самым повышать комиссионные доходы, ни использовать сведения государственных структур о заемщиках для автоматизации внутренних процессов по принятию решений и борьбе с мошенничеством, в полной мере они не могут. Идея в СМЭВ заложена отличная, но, к сожалению, практические недоработки не позволяют пока организовать удобный доступ к значимой для кредитных учреждений информации. «Б. Т.»: Какие услуги банки могут предложить клиентам (розничным и корпоративным) на базе ГИС ГМП? Насколько гибки и настраиваемы для этого современные каналы взаимодействия банков со СМЭВ с технологической точки зрения? Е. П.: Допустим, банк стремится выступить поставщиком услуг для своих клиентов и в режиме единого окна предоставлять сведения об их задолженностях перед всеми ведомствами с возможностью оплаты. Но пока нет единого идентификатора клиента, и все ведомства пользуются разными (паспорт, ИНН, СНИЛС, водительское удостоверение и др.). Таким образом, кредитной организации необходимо иметь исчерпывающую информацию о клиенте, к тому же ей придется отправить множество запросов, и, несмотря на время и силы, потраченные на эту процедуру, все равно гарантии, что из поля зрения банка не выпало другое ведомство, которому клиент задолжал, нет. Эту проблему можно будет решить, когда в полную силу и для всех граждан без исключения заработает. Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА). Другая декларируемая распоряжением правительства возможность для банков — получать значимую информацию о клиентах в целях проверки заемщиков, минимизации банковских рисков при выдаче кредитов (задолженность, 2НДФЛ, выписки из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, Росреестра и т. д.) также не находит пока реального воплощения, хотя правительством выдвинуто требование к ведомствам предоставлять эти сведения. Но дело не в злом умысле ведомств, а в том, что сервисы СМЭВ функционируют нестабильно. Например, сервис ФМС в части, касающейся проверки валидности паспортных данных банками, не работает с мая 2014 г., в то же время граждане исправно получают услуги. Если бы СМЭВ повернулась лицом к банкам и были бы учтены их интересы, кредитные организации с удовольствием переходили бы на электронный документооборот с ведомствами. Скорее всего, постепенно технические недоработки будут ликвидированы, и все трудности уйдут в прошлое. Такой вывод напрашивается хотя бы потому, что электронное правительство активно развивается. Скоро по аналогии с ГИС ГМП будет создана ГИС ЖКХ, предназначенная для запросов по жилищно-коммунальным начислениям и их оплате, появится возможность предоставления дополнительных сервисов клиентам банка через интеграцию с различными городскими порталами, такими как pgu.mos.ru, которые облегчат проведение регулярных платежей в пользу государственных учреждений и государственных унитарных предприятий (коммунальные и медицинские услуги, школы, секции, кружки, детские сады, парковки, связь и т. п.). Вместе с данными о начислениях пользователи могут запросить каталог услуг и реквизиты организаций. В СМЭВ такой информации нет, и новый сервис, я думаю, будет востребован и очень популярен. Компания «Неофлекс» в ближайшее время планирует подготовить решения для интеграции этих сервисов и системы ГИС ЖКХ с системами банков на базе продукта Neoflex Adapters. Нет никаких сомнений, что дальнейшее развитие банковских сервисов для клиентов будет двигаться в сторону обслуживания в режиме единого окна, и банки в скором будущем станут посредниками между своими клиентами и бюджетными организациями. «Б. Т.»: Потребует ли смена платформы СМЭВ каких-либо изменений интерфейсов с банковским ПО? Ждет ли нас массовое «переподключение» к СМЭВ? Е. П.: Скорее всего, нет. Многие банки используют специализированное ПО для взаимодействия со СМЭВ. Таким образом, за трансформацию форматов и приведение их в соответствие действующим требованиям СМЭВ несут ответственность вендоры. Наша система Neoflex Adapters, например, поддерживает как изменение законодательства, так и форматов, и предоставляет банкам независимый от формата СМЭВ интерфейс. Так что у наших клиентов проблем точно не возникнет.

Источник: Банковские Технологии


Поделиться

Вернуться к списку публикаций