«Банковские технологии»: Олег Григорьевич, какова, на ваш взгляд, ситуация с внедрением хранилищ данных в российских банках на сегодняшний день? Олег Баранов: Я думаю, к настоящему времени практически все крупные банки в России попробовали построить у себя одно или даже несколько хранилищ данных. Часто работа в этом направлении в банке начинается с создания хранилища собственными силами. Затем приходит время более серьезных решений, реализуемых,как правило, на промышленных платформах. Обычно в этом случае привлекается компания-интегратор. При этом и собственное решение может продолжать работать. В нашей практике был подобный случай при реализации проекта в Русфинанс Банке.Когда мы начали сотрудничество с банком, там уже было хранилище данных, разработанное собственной командой банка. С его помощью решались задачи подготовки управленческой отчетности. Нас пригласили сделать хранилище для подготовки обязательной банковской отчетности. Сейчас вместе со специалистами банка мы участвуем в создании хранилища детальных данных, в котором будут накапливаться все данные, отражающие деятельность банка. В другом банке, где мы выполняли проект по строительству хранилища данных, заказчик захотел поменять имеющееся хранилище на решение,построенное на промышленной платформе. Я думаю, большинство российских банков прошли или проходят подобный путь.

«Б.Т.»: У вашей компании большой опыт по строительству хранилищ данных в банках? О.Б.: Компании «Неофлекс» в феврале 2009 г. исполнилось четыре года. Мы — сравнительно молодая компания. И первым проектом, с которого начала работу компания «Неофлекс», был как раз проект по построению хранилища данных. Всего за четыре года мы реализовали в банках около 10 проектов по строительству хранилищ данных, причем это проекты, направленные на создание систем отчетности разных типов — обязательной, управленческой, налоговой и по МСФО. Cегодня мы имеем целый ряд клиентов, которые успешно эксплуатируют построенные нами хранилища данных. В их числе: розничное подразделение банка BNP Paribas, Русфинанс Банк, СДМ-Банк, Ханты-Мансийский Банк и другие финансовые организации.

«Б.Т.»: Что дает банку внедрение хранилища данных? О.Б.: По мере того как банк растет, увеличивается количество автоматизированных систем, обеспечивающих его работу, исчезает единое место,где содержатся все данные по его операциям. При этом появляются задачи, для решения которых требуются данные из нескольких систем. Возникает ситуация, когда без хранилища данных невозможно в разумный срок собрать и проанализировать необходимую информацию. Хранилище дает именно такую возможность: получить быстрый доступ ко всей информации, имеющейся в компании, и анализировать ее в необходимых разрезах. Это может быть анализ для маркетинговых целей, для принятия управленческих решений. При эффективной работе хранилища информация, необходимая для принятия решений или подготовки отчетности, появляется у заинтересованных в ней лиц каждое утро. Ночью данные из основных систем в автоматическом режиме выгружаются в хранилище, и на следующий день с ними уже можно работать. Во многих банках, где мы делали хранилища, до реализации проекта информация, необходимая для принятия управленческого решения, появлялась на столе руководителя через несколько дней или даже недель после соответствующего запроса. Качество этой информации также было не на высоком уровне. Если несколько человек в течение нескольких дней собирают разрозненные данные, обрабатывают их в электронных таблицах и суммируют, понятно, что на каждом этапе есть вероятность ошибки. В результате уровень достоверности и,соответственно, полезность предоставленных данных падает. В случае с хранилищем данных исключается влияние человеческого фактора. При реализации наших проектов мы добиваемся того, чтобы управляющий персонал, приходя утром на работу, видел подготовленные отчеты, характеризующие деятельность банка в целом и в разрезе интересующих его направлений. В этом случае резко возрастает уровень информированности руководства о состоянии дел в компании и скорость принятия решений.

«Б.Т.»: Какие основные задачи решает хранилище данных? О.Б.: Во-первых, это подготовка различных видов общебанковской отчетности, управленческой, отчетности для регулирующих органов, отчетности по МСФО, налоговой отчетности и т. п. Кроме того, дополнительно, как правило, строятся специализированные витрины данных для решения аналитических задач отдельных подразделений банка. Такие витрины обычно имеют большую детализацию. Например, специализированная витрина данных по пластиковым карточкам будет содержать все детальные данные по операциям вплоть до карточных транзакций и предоставлять возможность проводить анализ в специфичных разрезах, например в разрезе платежных систем, категорий банкоматов (свои или чужие) и т. д. И наконец, хранилище должно стать источником данных для различных аналитических приложений, используемых банком.

«Б.Т.»: Какие функции хранилища чаще всего используются в российских банках? О.Б.: Хранилище данных — это не коробочный продукт с определенным набором функций. Поэтому нельзя говорить, что какие-то функции используются чаще, а какие-то — реже. Строительство хранилища данных,как правило, представляет собой проект, предусматривающий реализацию конкретных функций, востребованных конкретным банком-заказчиком. Чаще всего на первом этапе хранилища создаются для подготовки одного из видов отчетности: обязательной или управленческой, а потом функциональность хранилища начинает расширяться.

«Б.Т.»: Есть ли какие-нибудь особенности в российских проектах по построению хранилищ данных по сравнению с зарубежной практикой? О.Б.: Главная особенность заключается в том, что российская система учета и требования к отчетности существенно отличаются от международных. ETL-средства, которые умеют данные из таблиц перегружать в витрины хранилища, будут это успешно делать — что в России, что в США или Западной Европе. Если же говорить об аналитических надстройках над хранилищем — о модели данных, алгоритмах расчетов, контроля или введения корректировок, эти вещи имеют серьезные отличия в силу специфики требований нашего законодательства, Центрального банка, особенностей российского бухгалтерского учета и т. п. Это необходимо учитывать. Неоднократно бывало, что иностранные вендоры, пытаясь реализовать свои решения, которые не встречали больших проблем в других странах, натыкались на серьезные препятствия в России. При внедрении зарубежных решений необходимо учитывать российскую специфику.

«Б.Т.»: На что стоит обращать внимание заказчику при выборе исполнителя проекта по внедрению хранилища данных? О.Б.: На опыт исполнителя в реализации подобных проектов, причем именно с учетом отечественной специфики. Я бы не рекомендовал заказчику работать напрямую с вендором. Вендор заинтересован в продвижении своих продуктов, как правило, действительно мощных и эффективных. Однако вендор не всегда представляет, как из них собрать то, что нужно заказчику для решения конкретной задачи. Выбирать нужно того, кто знает, как из набора имеющихся на рынке элементов создать максимально эффективное и, главное, подходящее именно этому клиенту решение. Как я говорил, за время своей работы компания «Неофлекс» реализовала целый ряд проектов по построению хранилищ для подготовки банковской отчетности. Этот опыт мы объединили в продукте Neoflex Reporting, который включает в себя модель данных, компоненты для контроля качества загружаемых данных, готовые отчетные формы — прежде всего это формы ЦБ. Система контроля качества данных содержит более 100 алгоритмов проверок, которые автоматически выполняются после загрузки данных. Это существенно уменьшает вероятность того, что ошибка останется незамеченной и в отчетность попадут неверные цифры. Neoflex Reporting позволяет нам создать фундамент универсального хранилища и на основе этого фундамента реализовывать функции, необходимые заказчику в данный момент. С использованием Neoflex Reporting мы уже реализовали три проекта в иностранных банках, работающих в России, еще несколько проектов мы ведем сегодня. Применение Neoflex Reporting позволяет резко повысить скорость и качество реализации проектов построения хранилищ. Так, недавно мы завершили первый этап проекта в одном международном банке, действующем в России. Работа по созданию системы подготовки обязательной отчетности началась в октябре 2008 г., а уже в начале апреля 2009 г. банк сдал отчетность за март, подготовленную в нашем решении. Вряд ли на рынке много примеров подобной скорости реализации проектов.

«Б.Т.»: Может ли хранилище данных помочь финансовой компании смягчить воздействие экономического кризиса? О.Б.: BI-система — это прежде всего инструмент. С его помощью можно повысить уровень информированности менеджмента о деятельности компании, повысить качество принимаемых решений. Если у банка серьезные финансовые проблемы, большой объем «плохих» долгов, пакеты потерявших стоимость ценных бумаг, хранилище данных вряд ли поможет улучшить положение дел. Но если проблемы не столь кардинальны, BI-система может в значительной мере помочь руководству банка повысить эффективность управления в кризисный период.

«Б.Т.»: Кто из зарубежных поставщиков хранилищ данных присутствует сегодня на российском рынке? О.Б.: По моему мнению, поставка хранилища данных как готового продукта — невозможна. Поэтому имеет смысл говорить о компаниях — поставщиках технологий для строительства хранилищ данных. Сюда относятся системы управления базами данных (СУБД), средства извлечения, обработки и загрузки информации (Extract, Transform and Load, ETL),OLAP-процессоры и т. д. Все основные поставщики этих средств представлены в России. Мы работаем с такими ETL-средствами, как IBM WebSphere DataStage и Informatica Power Center, используем OLAпроцессоры Cognos и Business Objects, у нас есть ряд очень интересных проектов на платформе SAP BW. Мы позиционируем себя как мультивендорную компанию-интегратор, в своих проектах используем широкий спектр платформ. При работе над проектом приходится учитывать целый ряд факторов: уже установленные у заказчика оборудование, программное обеспечение, характер решаемых задач и проч. За время нашей работы мы построили системы на четырех или пяти различных платформах. Этот опыт позволяет сказать, что все эти платформы жизнеспособны, успешно выполняют возложенные на них задачи, при этом все имеют свои особенности. Задача интегратора — сделать так, чтобы эти особенности служили максимальному удовлетворению требований заказчика. Мы знаем примеры, когда при использовании мощной платформы от компании с громким именем проекты проваливались. И наоборот, используя самые базовые средства, исполнителям удавалось успешно решить поставленные заказчиком задачи. В проектах по созданию хранилищ данных роль интегратора очень велика.

«Б.Т.»: В ваших проектах основное место занимает строительство хранилищ данных? О.Б.: В компании есть несколько основных направлений деятельности — «практик». Сотрудники практики BI занимаются построением систем отчетности в технологии хранилища данных. Но это только одно из наших направлений. Довольно уверенные позиции на рынке занимает наша практика SOA, в рамках которой мы выполняем интеграционные проекты и проекты по автоматизации бизнес-процессов на основе промышленных BPM-платформ. Еще одним ключевым направлением нашей деятельности является построение IT-ландшафтов для банков, занимающихся внедрением банковских систем иностранного производства.

«Б.Т.»: Как вы оцениваете перспективы рынка хранилищ данных и BI-систем в России на ближайшую перспективу? О.Б.: Для различных категорий банков ситуация будет разная. Крупные банки, скорее всего, будут развивать установленные решения или строить более мощные хранилища на промышленных платформах. Это связано в том числе с процессами консолидации, укрупнения банков, с необходимостью управлять более крупными и сложными структурами. Кто-то будет вынужден сократить расходы и отказаться от ранее запланированных проектов. Однако, я полагаю, в любом случае рынок будет развиваться,и компании, которые умеют делать успешные проекты, будут весьма востребованы.

Банковские технологии, №5, 2009 

Источник: Банковские Технологии


Поделиться

Вернуться к списку публикаций