Можно сколь угодно думать, что Интернет вещей (IoT) — это что-то далекое, из мира фантастики. Но в один «прекрасный» момент каждый из нас вдруг осознает, что следящие за нами, помогающие нам (или, наоборот, ограничивающие нас) устройства, подключенные к, — всё это уже существует. Я осознала это не тогда, когда в моем телефоне появился «Яндекс.Транспорт» и даже не тогда, когда почти все мои друзья надели на руки фитнес-браслеты и смарт-часы, а когда в одном из компьютерных магазинов мне предложили приобрести электрическую зубную щетку, которую, по словам продавца, можно подключить к Интернету.

И сразу как-то стало страшно. Причем не столько за людей, которым придется жить со всеми этими холодильниками, заказывающими продукты, кроватями, контролирующими сон, унитазами, отправляющими результаты утренних анализов на смартфон участковому врачу, а за ИТ-компании. Это что же они внедрять-то будут года через три-четыре, когда, по оценкам отраслевых аналитиков, количество подключенных к Интернету устройств (во всем мире) достигнет 20–50 млрд. единиц

Так и возникло желание выяснить, что думают представители российского ИТ-канала об этой модной тенденции. Причем спрашивали мы не тех, кто торгует товарами народного потребления, а системных интеграторов. И вот что интересно: несмотря на то что подобные решения уже стали проникать в нашу жизнь, российские B2B-поставщики пока относятся к этому направлению бизнеса с осторожностью.

Вот что говорит один из наших респондентов: «Сегодня основные потребители Интернета вещей— это частные лица, внедряющие у себя решения для умного дома и в первую очередь — удаленное управление электричеством и приборами. Мы же работаем со средними и крупными заказчиками, которых тема Интернета вещей интересует только с точки зрения диспетчеризации ЦОДов: контроля и удаленного запуска систем охлаждения, электроэнергии и т. д. Мы выполняли такие проекты для нескольких клиентов, но этот рынок слишком узкий. И так же, как и умных домов, умных ЦОДов в России пока очень мало».

Глаза боятся, а руки делают

Тем не менее все участники этой статьи сходятся во мнении, что не замечать Интернет вещей уже нельзя.

«Мы живем в мире, где IoT уже стал реальностью, — уверен Станислав Архипов, председатель совета директоров «ЦКТ „МАЙ“. — В недалеком будущем он будет настолько широко распространен, что станет естественным явлением нашей жизни. В век расцвета информационных технологий человечество вряд ли могло бы избежать этого».

Правда, некоторые поставщики пока только изучают такое направление бизнеса. «Понятие „Интернет вещей“ относительно новое, первые упоминания о нем появились на рынке три-пять лет назад, — считает Дмитрий Кочанов, директор департамента ИТ-аутсорсинга ГК „КОРУС Консалтинг“. — Безусловно, высокая популярность IoT это прежде всего заслуга маркетинга (те же самые решения по диспетчеризации и учету электроэнергии существуют достаточно давно, в том числе и на территориально распределенных объектах). Но нельзя забывать о том, что развитию этих проектов способствовал и технологический скачок в области обработки больших данных. Мы, как системный интегратор, находясь между вендором и клиентом, хорошо видим инициативы глобальных лидеров рынка и можем сказать, что действительно ставка на развитие нового сегмента в рамках существующих процессов у клиентов очень велика. У нас есть R&D-подразделение, в задачи которого входит изучение новых продуктов и инициатив. IoT-экосистема при этом одна из фокусных тем для исследований».

Соглашается с коллегой и Геннадий Волков, главный архитектор компании «Неофлекс»: «На мой взгляд, сегмент решений IoT сейчас находится в стадии становления. То есть сегодня рано говорить о сформировавшемся рынке в этой области. Но мы видим перспективу (как это было когда-то и с интеграцией, и с построением кредитных конвейеров для финансовых организаций). Уже сейчас очевидны области применения IoT-решений в самых разных отраслях: в сельском хозяйстве, промышленности, страховании, охранных системах. Это те сегменты рынка, в которых существует реальный спрос и для которых мы внедряли IoT-проекты в течение последнего года. Интересно, что при поиске решения для конкретного клиента специалисты „Неофлекс“ имеют дело с уникальными вызовами, специфичными запросами и задачами. И в этом я тоже вижу большие перспективы развития именно этого направления бизнеса нашей компании».

Полная версия статьи доступна на сайте издания.

Источник: CRN/RE


Поделиться

Вернуться к списку публикаций