«Банковские технологии»: В пресс-релизах вашей компании целый ряд проектов, выполненных для банков, упоминается со ссылкой на систему Neoflex FrontOffice . Что представляет собой эта система?

Геннадий Волков

Геннадий Волков: Система для автоматизации продаж финансовых продуктов Neoflex FrontOffice относится к категории компонентных систем. Это BPM-центричное фронт-офисное приложение, реализованное в архитектуре SOA. В отличие от закрытых монолитных систем, базирующихся на понятии АРМ и на интерфейсах пользователей, ее основу образуют процессы. По нашей оценке, Neoflex FrontOffice — это первая компонентная SOA-система, работоспособность которой демонстрируют успешные внедрения в крупных банках. Система получила наивысшее признание экспертов IBM: она включена в каталог IBM Banking Industry Framework , который содержит лучшие отраслевые решения, реализованные на базе технологий IBM. Замечу, что данный каталог содержит весьма ограниченный перечень решений – менее 50 решений, причем всего лишь два из них — решения российских разработчиков. Особенность системы Neoflex FrontOffice в том, что она обеспечивает максимальное соответствие реальных бизнес-процессов, которые видит бизнес, и их представления в системе в виде технологических процессов. Именно поэтому цикл разработки решений на базе системы короткий, и именно поэтому банк может в реальном режиме времени отслеживать, насколько оптимальны его бизнес-процессы, и формировать KPI (Key Performance Indicators, ключевые показатели эффективности) всех, кто участвует в процессах продаж финансовых продуктов и информационного обслуживания клиентов.

Сергей Путятинский: Компонентность и открытость — новые тренды в построении систем автоматизации для финансовых организаций. Наша система — в этих трендах. Решения на базе Neoflex FrontOffice формируются из компонентов самой системы и наиболее удачных и подходящих конкретному банку компонентов сторонних вендоров. Поэтому мы говорим: Neoflex FrontOffice  — это самые современные технологии, позволяющие быстро создавать современные решения для поддержки продаж финансовых продуктов. Г. В.: Хочу добавить, что во всех переговорах, закончившихся выбором Neoflex FrontOffice , фигурировала скорость как требование. Благодаря использованию целого ряда архитектурных решений нам удалось сделать очень гибкую, легко развиваемую систему, за счет чего и достигается высокая скорость вывода финансовых продуктов на рынок, настройки новых продуктов, подключения новых каналов продаж. Можно сказать, что Neoflex FrontOffice родился из большого желания бизнеса иметь средство для быстрого вывода продуктов на рынок. Так что слово «скорость» имеет самое прямое отношение к Neoflex FrontОffice .

«Б. Т.»: Какие решения на базе Neoflex FrontOffice уже реализованы? С. П.: На данный момент компания имеет успешный опыт внедрения Neoflex FrontOffice для реализации решений трех классов. Это «Кредитный конвейер», «Предпродажная активность» и «Обслуживание клиентов». Главное назначение решений класса «Предпродажная активность» — дать менеджеру по работе с клиентами информацию, которая поможет ему сформулировать предложение конкретному клиенту. В частности, менеджер получает данные о продуктовом профиле заказчика с рекомендациями относительно того, что из продуктовой линейки банка ему целесообразно предложить. Кроме того, решение обеспечивает планирование и проведение маркетинговых кампаний, отслеживание процесса продаж по всей структуре банка. Решение «Кредитный конвейер» автоматизирует продажи потребительских кредитов, кредитных карт, автокредитов, ипотечных кредитов, кредитов для малого и среднего бизнеса и др. Третье решение ориентировано на автоматизацию процесса обслуживания клиентов через различные удаленные каналы — по телефону, через IVR и др. Все решения строятся по принципу единого окна. Сегодня они работают в банках Ренессанс Кредит, Росбанке и в Номос-банке, где мы в 2011 г. завершили проект по внедрению «Кредитного конвейера». Кроме того, сегодня идут внедрения еще в трех банках, входящих в Топ-50.

«Б. Т.»: Существует мнение, что решения на BPM-платформе, проекты по автоматизации фронт-офиса — это дорого, долго и подходит только для самых крупных банков. На какие банки ориентирована система Neoflex FrontOffice ? С. П.: Основное опасение, которое испытывают средние банки при обсуждении подобных проектов — не цена как таковая, а объем начальных инвестиций. При этом всегда есть риск, что бизнес не будет развиваться так быстро, как хотелось бы или не будет таким прибыльным, как планировалось. Здесь на помощь приходит компонентный подход. У нас есть опыт выполнения проекта всего за 4-5 месяцев, включая и кастомизацию, и внедрение. Не обязательно внедрять все решение сразу, все его компоненты. Их можно внедрять поэтапно, по мере необходимости. И на каждом этапе получать отдачу от внедрения. Все это позволяет снизить начальные инвестиции, снизить риски банка, делая продукт доступным средним  банкам из второй и третьей сотни.

«Б. Т.»: Вы позиционируете Neoflex FrontOffice как продукт, который позволяет быстро достичь результата. За счет чего это происходит? С. П.: В банке, входящем в Топ-15, после согласования требований мы настроили и развернули конвейер за три месяца. За счет чего? Мы приходим в банк с готовыми высокотехнологичными, гибкими компонентами. Во-первых, это набор реализованных на BPM-платформе типовых бизнес-процессов для всех видов массовых продуктов. Автоматизированные бизнес-процессы для каждого продукта существуют в системе как отдельные сущности, это позволяет их легко модифицировать. Причем делается это с использованием визуального программного средства. Во-вторых, это продуктовый каталог Neoflex Products . Он позволяет описывать кредитные продукты и их параметры — тарифы, условия предоставления кредита и т. д. С ним работают сотрудники, отвечающие за разработку продуктов, они сами настраивают их в системе — без нашего участия. В-третьих, система включает легко кастомизируемые пользовательские интерфейсы для всех этапов бизнес-процесса, где требуется участие сотрудников банка: операционистов, кредитных инспекторов, андеррайтеров, юристов и др. Это еще один источник высокой скорости создания конвейера. В-четвертых, мы имеем огромный опыт интеграции с самыми разнообразными банковскими системами, у нас есть набор готовых адаптеров, и это дополнительно позволяет нам экономить время на внедрении.

Как уже говорилось, мы строим наши решения из своих и сторонних компонентов. Принятие решений по кредитным заявкам в конвейере мы автоматизируем с помощью BRMS-платформ. Это может быть, в частности, система FICO Capstone Decision Accelerator , одна из лучших в своем классе на мировом рынке. Система позволяет сотрудникам департамента рисков самостоятельно управлять кредитными политиками, быстро реализовать и оптимизировать кредитную политику для новых продуктов, автоматизировать cross-sale и up-sale — система сама предлагает продукты, наиболее подходящие для конкретного клиента. Если говорить о развертывании решения на сеть продаж, то здесь можно привести такие цифры: подключение к конвейеру нового допофиса занимает от нескольких минут до одного-двух часов. Это зависит, в частности, от количества в нем пользователей. Автоматизированные процессы — это регламенты, они гибко настроены в системе и «ведут» сотрудника по процессу. Поэтому даже те сотрудники допофисов, которые не обладают высокой квалификацией, быстро приобретают навыки работы в системе. Г. В.: Добавлю несколько слов о настройке пользовательского интерфейса. С чем мы сталкиваемся на проектах? Имеем дело с кредитной заявкой по одному продукту, но она должна обрабатываться по-разному в зависимости от множества параметров. Это и роль пользователя, и этапы бизнес-процессов. Под каждый такой вариант делать специальный пользовательский интерфейс очень накладно. Мы разработали механизм, который позволяет делать тонкую кастомизацию интерфейсов быстро и гибко, без вмешательства в код решения.

«Б. Т.»: Каковы особенности внедрения компонентных систем? Г. В.: При подборе компонентов сторонних вендоров мы всегда внимательно анализируем существующий IT-ландшафт банка и стараемся по максимуму использовать имеющиеся в банке приложения. Если же необходимых компонентов у банка нет, то мы рекомендуем использовать решения, отвечающие двум критериям. Это должны быть лучшие в своем классе приложения, своего рода стандарты отрасли, и приложения, оптимальные для банка с точки зрения существующего в нем IT-ландшафта. С. П.: По сути внедрение начинается с того, что мы даем заказчику доступ через Интернет к готовой версии системы, развернутой на наших серверах, и предоставляем инструкции представителям технологических и бизнес-подразделений. Далее наши аналитики совместно с представителями заказчика проводят gap-анализ: что есть в системе и что хочет заказчик. На основе gap-анализа проводится кастомизация системы. В ходе проектов внедрения мы используем отлаженную на практике методологию ведения таких проектов — значительный перечень документов. Наличие готовых компонентов, из которых мы формируем решения, и эта методология позволяют нам реализовывать проекты внедрения в заранее оговоренные, предсказуемые сроки.

«Б. Т.»: Как бы вы могли охарактеризовать систему Neoflex FrontOffice с точки зрения ее архитектуры? Г. В.: С архитектурной точки зрения Neoflex FrontOffice представляет собой набор слабосвязанных компонентов, реализованных в идеологии SOA. Благодаря этому вы можете, скажем, внести изменения в процессы прохождения заявок, не затрагивая экранные интерфейсы пользователей конвейера, можете описать продукт, изменять интерфейсы рабочих мест, не меняя процессов прохождения заявок, и т. д. Каждый компонент системы настраивается независимо от других компонентов. Система построена на основе открытых стандартов Java EE, WebServices, BPEL, BPMN, JSR-170 . Это позволяет развертывать ее компоненты на различных платформах — промышленных или свободно распространяемых, с учетом специфики IT-ландшафта банка. В качестве промышленных платформ мы обычно используем сервер приложений IBM WebSphere Application Server, BPM-платформу IBM WebSphere ProcessServer и ECM-платформу Alfresco. Из свободно распространяемых рекомендуем сервер приложений jBoss Application Server, BPM-платформу Activity BPM, ECM-платформу Jackrabbit. Тот факт, что система Neoflex F rontOffice разработана в архитектуре Java EE, имеет своим следствием также и то, что по мере роста бизнеса банк может перейти на более мощную платформу, не затрагивая кода решения. Использование открытых технологий дает банку возможность быстро и независимо от «Неофлекс» вносить изменения в решение: добавлять новые приложения в бизнес-процессы, модифицировать бизнес-процессы. Когда мы имеем дело с открытыми стандартами, мы всегда имеем хорошую документированность. Есть огромный список литературы, лучших практик использования открытых технологий, моделирования бизнес-процессов, создания Веб-сервисов, их интеграции в бизнес-процессы. Заказчик, работая с нами, не рискует получить неверное решение на базе Neoflex FrontOffice . Он всегда может его улучшить или, скажем, провести аудит, потому что все открыто. Заказчик может посмотреть описание бизнес-процессов — оно доступно в визуальном виде — и сказать, что его не устраивает. Мы используем открытые стандарты не только при моделировании бизнес-процессов и интеграции, но и при создании пользовательских интерфейсов. Neoflex FrontOffice не содержит специального инструмента для создания пользовательского интерфейса, ориентированного на технолога или методолога банка. Для модификации интерфейса мы предлагаем банку использовать те технологии, которые мы используем сами в ходе разработки. Мы сознательно выбрали этот путь, потому что, как показывает практика, не изобретен еще такой визуальный редактор, который позволяет настроить более-менее сложную бизнес-логику на формах. Например, даже такой типовой набор элементов, как КЛАДР, нельзя настроить в имеющихся редакторах без программирования. Чего мы достигаем? С одной стороны — высокого качества нашего продукта. Нам не нужно разрабатывать и тестировать системы, которые на первый взгляд кажутся простыми, но на самом деле представляют собой сложные приложения. С другой стороны — это удешевляет нашу систему.

«Б. Т.»: Как строится сопровождение системы? Г. В.: Есть широкий спектр вариантов, который вытекает из слабой связанности компонентов. Банк может отдать сопровождение целиком «Неофлексу». В этом случае его будет осуществлять отдельная проектная команда, сформированная под нужды банка и независимая от централизованной разработки. Но она будет использовать те же самые технологии, что и команда, занимающаяся централизованной разработкой. Банк может взять сопровождение целиком на себя. Он может забрать на сопровождение отдельные компоненты. Причем он может их забирать последовательно в зависимости от имеющихся у него компетенций или по мере наращивания экспертизы. А поскольку система сделана с использованием открытых технологий, банк может достаточно легко находить на рынке специалистов для ее сопровождения и развития.

Банковские Технологии, №10, 2011


Источник: Банковские Технологии


Поделиться

Вернуться к списку публикаций