— Компания «Неофлекс» выполнила несколько проектов по созданию IT-инфраструктуры в розничных банках. В какой мере IT-инфраструктура банка влияет на конкуренцию в розничном сегменте? — Действительно, за последние два-три года мы выполнили несколько масштабных IT-проектов для розничных банков. Особенность банковского бизнеса состоит в том, что IT выступает сегодня в роли ключевого элемента, определяющего конкурентоспособность банка, особенно это проявляется в розничном бизнесе. На розничном рынке развернулась серьезная конкуренция, в которой участвуют крупные государственные банки, «дочки» западных банков, нишевые игроки. Ограничителем бизнеса является скорость развертывания необходимой инфраструктуры, причем IT-инфраструктура — это та ее часть, развитие которой является наиболее сложным. Тот, кто быстрее других построит эффективную IT-инфраструктуру для продажи банковских и финансовых продуктов, тот и сумеет занять лидирующие позиции в этом сегменте рынка. 

— В выполненных вашей компанией проектах речь шла о создании IT-инфраструктуры для работы с потребительскими кредитами. В какой мере сказанное вами справедливо по отношению к другим банковским продуктам? — Картина на рынке финансовой розницы сегодня существенно изменилась. Населению, причем самым широким его слоям, кроме традиционных банковских продуктов, таких как кредиты, вклады, карты, предлагается целый ряд страховых и инвестиционных продуктов. Однако о каком бы из этих продуктов мы ни говорили, есть общие моменты, касающиеся IT-инфраструктуры для работы с ними. Такая IT-инфраструктура должна содержать четыре основных блока. Первый блок — это фронт-офисные приложения, обслуживающие непосредственное взаимодействие с клиентом. К таким приложениям я отношу как приложения, с которыми работают в точках продаж сотрудники банка, так и продукты, обеспечивающие удаленное взаимодействие с клиентом, — IVR, Интернет, киоски. Второй блок образуют программные решения, автоматизирующие бизнес-процессы, связанные с принятием различных решений. Примером может быть решение по предоставлению кредита. Третий блок — это бэк-офисные системы, то есть системы, реализующие продуктовый учет — учет уже заключенных сделок. Наконец, необходим четвертый блок, который отвечает за ведение бухгалтерского учета и формирование отчетности для регулирующих органов. Эти блоки должны присутствовать в IT-инфраструктуре вне зависимости от того, с какими розничными продуктами ведется работа. 

— Банки выбирают разные стратегии в построении розничного бизнеса. Как связаны модели продаж розничных продуктов и требования к IT-инфраструктуре? — Мы выдели для себя три модели построения розничного банковского бизнеса. Первую модель условно назовем «Специализированная розница». Речь идет о продаже банком узкоспециализированных продуктов — ипотеки, автокредитов и проч. — через собственную сеть или сеть партнеров. Крупные банки выбирают для себя модель «Универсальная розница» — продажи широкого спектра своих и чужих продуктов через сеть отделений и филиалов, банкоматов и киосков и проч. Наконец, есть модель «Брокер» — продажа только чужих продуктов через собственные каналы продаж. Для всех трех моделей IT-инфраструктура будет включать все четыре описанных выше блока, но требования к ним будут разными. Например, для специализированного розничного банка, использующего как свои каналы продаж, так и каналы партнеров, например брокеров, приоритетными требованиями будут гибкость и скорость модификации бизнес-процессов и простота подключения новых каналов продаж. 

— Существуют ли какие-либо особенности в подходе «Неофлекса» к построению IT-инфраструктуры розничного банка? — Понятно, что каждый проект уникален, требования заказчика и ситуации особенны. Однако есть несколько базовых принципов, которых мы придерживаемся при построении IT-инфраструктуры. В первую очередь мы выступаем за формирование необходимой IT-инфраструктуры из набора специализированных банковских систем, каждая из которых используется для решения отдельной задачи. Как показывает опыт, попытки найти универсальную таблетку от всех болезней, то есть купить одну большую систему и решить все задачи, не приносят ожидаемого результата. Поэтому если, например, говорить о продаже кредитных продуктов, то в автоматизации бизнес-процесса, обеспечивающего принятие решения о выдаче кредита, мы практически всегда используем набор специализированных систем — скоринговую, систему противодействия мошенничеству, систему для взаимодействия с бюро кредитных историй и т. д. Также мы всегда предлагаем клиентам интегрировать все компоненты IT-инфраструктуры в идеологии SOA. Это путь, который позволяет прозрачным образом обеспечивать взаимодействие бизнес-приложений, дает возможность легко подключать новые компоненты, не затрагивая IT-инфраструктуру в целом. Еще один стандартный подход состоит в следующем: для управления сложными бизнес-процессами, в выполнении которых задействовано несколько систем, мы используем промышленные BPM-платформы. Такая платформа не только управляет ходом выполнения бизнес-процесса, она также накапливает статистику и обеспечивает анализ выполнения бизнес-процессов, необходимый для его оптимизации. Наконец, для формирования отчетности мы предлагаем включать в создаваемую IT-инфраструктуру хранилища данных. Компания «Неофлекс» имеет собственное решение для банков, нацеленное на формирование обязательной отчетности. Мы также имеем большой проектный опыт и законченные проекты по построению хранилищ данных для получения управленческой отчетности, в том числе отчетности по МСФО. 

— Расскажите, какие проекты были реализованы за последнее время в соответствии с этим подходом? — Назову некоторые наиболее интересные проекты. В банке «Ренессанс Капитал» мы реализовали проект по созданию IT-инфраструктуры для продаж кредитных продуктов. Сегодня в банке полностью реализован блок «бизнес-процессы», создана инфраструктура, которая позволяет банку не только быстро выводить на рынок новые продукты, но и оптимизировать те процессы, которые за этим стоят. В одной из ведущих инвестиционных компаний на стадии сдачи в промышленную эксплуатацию находится программное решение, которое обеспечит весь спектр процессов по продаже населению инструментов коллективных инвестиций. В соответствии с описанным подходом в крупном Санкт-Петербургском банке создано и внедрено в промышленную эксплуатацию решение для автоматизации продаж кредитов в сегменте SMЕ.

Ссылка на материал

Источник: Банковское обозрение


Поделиться

Вернуться к списку публикаций