НБЖ: Если говорить о цикле работы банка с кредитами, то в чем состоит предложение «Неофлекс»?

А. Макеев. Наше предложение касается автоматизации двух этапов работы с кредитными продуктами — этапа продажи кредитных продуктов и этапа взыскания задолженности. Этапом операционного и бухгалтерского учета операций с кредитами мы не занимаемся. На наш взгляд, эта область уже давно хорошо закрыта продуктами класса АБС. Мы выделяем несколько составляющих, необходимых для эффективного построения кредитного конвейера. Ключевое место в нашей технологии занимает промышленная платформа управления бизнес-процессами (BPM), средствами которой автоматизируется процесс прохождения кредитной заявки банка от момента ее поступления до заключения договора на предоставление кредита. Это тот элемент, который увязывает в единую технологическую цепочку работу всех участников продаж кредитных продуктов — информационных систем банка и его партнеров, а также работу сотрудников банка. Мы можем построить конвейер на основе BPM-продуктов компании IBM — Websphere Process Server или Lombardi, продуктов Oracle и Tibco, а также на основе свободно распространяемого ПО — OpenESB, JBoss и др. Для ввода кредитных заявок и «информирования» BPM о специфике конкретного кредитного продукта мы используем при создании конвейера наши собственные разработки — фронт-энд компоненты и продуктовый каталог. В этом году мы заключили партнерское соглашение с мировым лидером на рынке решений класса Decision Management — компанией FICO — и используем при строительстве конвейера ее продукт Capstone Decision Accelerator. С помощью этого продукта автоматизируется процесс принятия решения по кредитной заявке согласно утвержденной кредитной политики банка. Еще один компонент — это интеграционная шина, с помощью которой обеспечивается взаимодействие информационных систем банка и его партнеров (CRM, карточная система, АБС, система принятия решений и др.), участвующих в процессе продаж кредитных продуктов. Это то, что относится к продаже кредитных продуктов. А для автоматизации бизнес-процессов взыскания задолженности мы используем еще одну систему компании FICO — Debt Manager.

НБЖ: В чем вы видите плюсы вашего подхода для банков? А. Макеев. Это, прежде всего, скорость построения кредитного конвейера, а также гибкость и надежность его эксплуатации. Эффект быстроты достигается за счет использования возможностей промышленной BPM-платформы, которая позволяет максимально точно реализовать в конвейере бизнес-процессы прохождения кредитной заявки, присущие конкретному банку. Эффект гибкости связан с тем фактом, что мы не просто используем BPM — мы дополняем его готовыми фронт-энд компонентами и продуктовым каталогом с включенными в него инструментами настройки. Это как раз и позволяет быстро реализовывать в BPM специфику прохождения заявки по каждому кредитному продукту. Надежность достигается за счет использования промышленных BPM- и интеграционной платформ. Средствами этих платформ обеспечивается отказоустойчивая производительная работа конвейера, а также возможность масштабирования решения при росте числа обрабатываемых заявок или, например, появлении новых точек продаж. Приведу несколько примеров, показывающих роль промышленной BPM-платформы в работе конвейера. В ходе эксплуатации очень важно обеспечить быстрое внесение изменений в описание бизнес-процесса. Для этого в BPM существует механизм поддержки версионности бизнес-процессов — старые заявки работают по старому процессу, а новые — по-новому. Еще один пример. Часто возникает необходимость «перезапустить» бизнес-процесс в нештатных или «условно штатных» ситуациях, например когда какая-то из систем, участвующая в бизнес-процессе, отказывается обработать заявку по тем или иным причинам. Речь идет о так называемом репроцессинге — повторном запуске этапов процесса, который очень сложно реализовать без штатного промышленного BPM. Особенно серьезной проблемой это становится, если система обрабатывает большой поток заявок — например, несколько тысяч в день. То, что мы строим конвейер с использованием промышленной интеграционной шины, само по себе обеспечивает высокую скорость его разработки. При этом мы опираемся на наш проектный опыт создания более чем 40 адаптеров к наиболее распространенным иностранным и российским АБС, карточным системам, системам ведущих БКИ, системам класса IVR, принятия решений, CRM и др. Это еще более ускоряет нашу работу. Синергетический эффект проявляется при использовании в конвейере вместе с BPM-решением системы бизнес-мониторинга, например IBM Websphere Business Activity Monitor ( BAM ). В этом случае организация получает возможность проводить мониторинг бизнес-процессов, составляющих работу конвейера, и на основании полученной информации оптимизировать его работу.

НБЖ: Расскажите подробнее о ваших собственных разработках, применяемых в конвейере. А. Макеев. Мы используем собственные разработки «Неофлекс» для автоматизации рабочих мест сотрудников банка и его партнеров, занимающихся вводом кредитных заявок в систему. Для этого мы разработали фронт-энд компоненты. Мы имеем несколько таких компонентов, каждый их них — это отдельное web-приложение, ориентированное на конкретный вид кредитов. Помимо ручного ввода заявок эти компоненты поддерживают ввод заявок в автоматическом режиме — путем импорта с сайта банка или из системы интернет банкинга. Они также поддерживают защищенный web-сервис, через который вводятся в автоматическом режиме заявки от кредитных брокеров и партнеров. Еще один наш компонент — продуктовый каталог — обеспечивает при создании конвейера ввод и хранение информации о параметрах и условиях продажи банковских продуктов. Продуктовый каталог предоставляет BPM сервисы по контролю соблюдений условий продажи продуктов, а также сервисы, задающие маршрут прохождения заявок в зависимости от параметров продукта. Чтобы настроить работу банка с конкретным кредитным продуктом, необходимо настроить параметры продукта, увязать в единое целое настройки пользовательского интерфейса и полномочия пользователей на каждом этапе бизнес-процесса, и многое другое. Эти задачи решает включенный в продуктовый каталог инструмент настройки. С помощью этого инструмента, например, настраиваются правила автоматического определения списка сотрудников, участвующих в рассмотрении заявок, распределения задач по исполнителям и др. Он позволяет также настроить формы пользовательского интерфейса с учетом конкретного продукта, роли, в которой пользователь будет работать с формой, и этапа бизнес-процесса. С его помощью также настраиваются атрибуты форм, в том числе правила расчета значений атрибутов заявки и правила логического контроля вводимых данных и т. д.

НБЖ: Вы упомянули об использовании в конвейере продукта FICO Capstone Decision Accelerator. В чем его особенности?

Д. Зайков. Сегодня потребительское кредитование в России вновь становится одним из самых быстро развивающихся сегментов банковской деятельности. Но банки стали выбирать более консервативную рисковую политику в части выдачи кредитов, а значит, вновь актуальной становится задача быстрой оценки потенциального заемщика и автоматического принятия решения о выдаче кредита. Как уже отмечалось, мы предлагаем использовать для этой цели систему FICO Capstone Decision Accelerator. Ее назначение — предоставить подразделению рисков средства для быстрой настройки и оптимизации кредитных стратегий в соответствии с политиками банка и требованиями рынка. Использование системы позволяет нивелировать операционные риски, связанные с принятием решений людьми. А когда речь идет о нескольких тысяч заявок в день без такой компоненты конвейера не обойтись. Система обладает богатым функционалом для настройки кредитных стратегий: логические правила, деревья решений, скорринговые карты, многомерные таблицы решений, и др. Ее можно использовать для реализации стратегий продаж cross-sell, up-sell и down-sell, а также стратегии champion/challenger. Важным плюсом системы является ее графический интерфейс, ориентированный на бизнес пользователей, так что сотрудники подразделения рисков могут использовать решение с минимальным привлечением IT-специалистов. После разработки или модификации стратегий и их тестирования, они могут сами их внедрить в кредитный процесс. Необходимо отметить, что система базируется на технологической платформе FICO Blaze Adviser. Это одно из лучших Business Rule Management-решений в мире, хорошо зарекомендовавшее себя при работе с большими объемами данных. Продукты FICO используют две трети из 100 ведущих мировых банков и 90 из 100 крупнейших финансовых учреждений США. В финансовой отрасли они применяются в первую очередь для поддержки принятия решений на всем цикле работы с кредитами. Решения FICO уже несколько лет используют российские банки. Мы давно знаем FICO Capstone Decision Accelerator по проекту в банке Ренессанс Кредит. Помимо этой системы мы активно продвигаем еще один продукт FICO — Debt Manager, предназначенный для автоматизации коллекторской деятельности. НБЖ: Расскажите подробнее о подходе к автоматизации коллекторской деятельности? Д. Зайков. Система FICO Debt Manager — специализированное решение для автоматизации всех этапов работы с просроченной задолженностью — от ее возникновения до взыскания в судебном порядке. Это очень известный на западе продукт. По данным компании FICO, ее клиентами по данному продукту являются более 100 крупнейших банков, работающих более чем в 40 странах мира. Что касается России, то это решение уже несколько лет успешно использует ряд крупных российских банков, в числе которых, например, Альфа Банк. Русфинанс Банк и ряд других финансовых организаций. Debt Manager отличает большая гибкость. Система позволяет настраивать уникальные стратегии работы банка с просроченной задолженностью, тонко сегментировать заемщиков и работать только с «нужными» кредитами. Интерфейс позволяет работать в одном окне со всей необходимой информацией по клиенту и его кредитам. Кроме того, продукт позволяет получать отчеты об эффективности и ведет полный аудит действий сотрудников банка на всех этапах работы с просроченной задолженностью и отчеты, что необходимо для руководства коллекторского подразделения. Решение позволяет значительно увеличить сбор задолженности, особенно на фазе soft collection. Для банка это означает уменьшением резервов на возможные потери. Благодаря автоматизации всех основных бизнес-процессов повышается производительность работы сотрудников, занятых сбором долгов. Есть возможность гибко формировать задания сотрудникам. Можно так настроить очередь заданий, что обработав, например, 50% наиболее приоритетных договоров, организация соберет обещания погасить задолженность на сумму, которая составит 80% от имеющего долга.

НБЖ: Насколько универсален предлагаемый вами подход? А. Макеев. В течение последних трех лет мы работали над созданием конвейеров продаж в банках «Ренессанс Кредит», КИТ Финанс, Россельхозбанк, компании «Ренессанс Управление Инвестициями» и других  Выступая в роли интегратора, мы участвовали в создании конвейеров продаж в Банке Интеза, МДМ Банке, Русфинанс Банке, Тойота Банке, банке Cetelem, а также в Сбербанке России (проект «Кредитная фабрика»). Этот опыт позволяет нам с уверенностью говорить о универсальности нашего подхода, он применим для построения конвейера продаж не только кредитных продуктов, но и других видов банковских, а также финансовых и страховых продуктов.

Национальный банковский журнал, №8, 2010 

Источник: Национальный Банковский Журнал


Поделиться

Вернуться к списку публикаций