ПРО БИЗНЕС: Олег, хотелось бы, чтобы вы поделились с нами своей формулой успеха. И начнем с вопроса: был ли важен случай в вашей жизни? Несколько важна была роль случая в том, что вы пришли в бизнес IT?

Олег Баранов: Мне кажется, случай всегда важен. Наш мир слишком многообразен, чтобы можно было с уверенностью говорить, что человек может все спланировать и все осуществить, базируясь только на своих силах, знаниях, интеллекте. Если говорить про меня, то первый случай, который повлиял на мою карьеру, – и, наверное, судьбу, – произошел, когда я учился в школе. В те времена – это был 1983 или 1984 год – персональных компьютеров в сегодняшнем понимании практически не было. И вот в нашу школу привезли и установили класс персональных компьютеров фирмы Yamaha, и у нас начался предмет информатика, что тоже было абсолютно внове. Я даже не знаю, что должно сейчас произойти, чтобы это так же поразило и удивило сегодняшнего четырнадцатилетнего подростка. Мы, конечно, всем классом очень этим загорелись, но урок информатики был только один раз в неделю и всего 45 минут. У всех нас и у меня лично была главная мечта – любым способом, всеми правдами и неправдами получить возможность попасть в класс информатики. Пожалуй, это и был тот самый случай, который сильно повлиял на мой выбор относительно того, чем же заниматься во взрослой жизни. С этого момента я для себя решил, что хочу заниматься компьютерами. Позже все двигалось в эту сторону – выбирая институт для поступления, я выбрал ВУЗ, который специализировался на вычислительной технике и стал изучать информационные технологии.

П.Б.: Сегодня вы управляете IT-компанией, а значит, смогли реализовать свои планы, свою мечту. Были на этом пути разочарования, сомнения?

О.Б.: Как и у любого человека, у меня были сомнения, неудачи и разочарования. Но, тем не менее, окончив институт, я пошел работать по специальности, стал заниматься информационными технологиями. Второе направление, которое меня всегда привлекало – финансы, банковская деятельность. То, как устроен материальный мир с точки зрения финансовых взаимоотношений государств, банков, компаний и людей. Поэтому, когда мне представилась возможность, уже окончив институт и имея специальность, связанную с компьютерными технологиями, начать заниматься их применением именно в области финансов, я воспользовался этим шансом. Сознательно пошел в эту сферу и на данный момент уже 20 лет занимаюсь автоматизацией банковской и финансовой деятельности.

П.Б.: Создание бизнеса всегда связано с определенными рисками. Вы учитывали их, выбирая сферу деятельности и позднее – принимая решение о создании компании «Неофлекс»?

О.Б.: Риски не стояли на первом месте – просто направление IT было интересно и хотелось идти в эту сторону, а жизнь предоставляла возможности. Думаю, что мир так устроен: когда человек чего-то по-настоящему хочет, появляются возможности для реализации его планов. На мой взгляд, уровень толерантности к риску в каждом человеке заложен изначально, это сидит где-то глубоко в нашей природе. Один готов на больший риск, другой – на меньший, но главное понятие здесь, наверное, не «риск», а «ответственность». В корпоративной культуре нашей компании слово «ответственность» –  ключевое. Причина проста: мы обслуживаем наших клиентов, предоставляем консалтинговые услуги, выполняем сложные проекты и, по сути, главный актив «Неофлекс» – это репутация. Она влияет на то, как нас воспринимают существующие и потенциальные клиенты, какое о нас мнение среди них и в профессиональном IT-сообществе. Здесь именно ответственность выходит на первый план. Я глубоко убежден, что в бизнесе, связанном с информационными технологиями, чувство ответственности – на уровне компании и на уровне работающих в ней людей – является залогом успеха. Считаю, что в разумном объеме нужно брать на себя риски, но я всегда стараюсь просчитывать, чем закончится тот или иной проект, и давать ответственные обещания клиентам, партерам и коллегам – всем, с кем мы работаем.

П.Б.: На ваш взгляд, в каких ситуациях бизнес должен ориентироваться только на свои силы и финансовые ресурсы, и в каких случаях разумнее привлечь внешнее финансирование, взять кредит?

О.Б.: Так как помимо технического я имею экономическое образование и более 20 лет занимаюсь автоматизацией банковской и финансовой деятельности, я очень хорошо понимаю, что такое кредит и сколько он стоит. Когда мы рассматриваем новый бизнес-проект, мы всегда взвешиваем, что будет более эффективно – привлечь заемные средства или сделать бизнес-план, который позволит нам выйти на положительный финансовый результат без их использования. Для развития бизнеса можно брать кредиты, это во многих случаях разумно. Что же касается личного потребления, то здесь я консервативен и кредитов не беру.

П.Б.: Можно ли назвать то, что вами двигало при создании компании «Неофлекс» мечтой?

О.Б.: Мне кажется, здесь правильное слово – не «мечта», а «интерес». Сначала мне было интересно заниматься компьютерами, потом – финансовыми технологиями. Позже возник еще один интерес – создать свою компанию, и в 2005 году мы с моими партнерами основали компанию «Неофлекс», в которой вот уже девятый год вместе трудимся. Отрадно, что все мои партнеры, с которыми мы создавали эту компанию, – в ней тогда работало 9 человек – до сих пор в одной команде. Мы по-прежнему вместе развиваем «Неофлекс», но сегодня в компании работает больше 300 человек. Считаю, что это хороший результат. Понятно, что с развитием бизнеса каждый человек эволюционирует, растет, меняет роли и позицию в компании. Один наш коллега пришел в «Неофлекс» почти в самом начале рядовым программистом, но он стал продвигаться, брать на себя все больше ответственности, и в настоящий момент он отвечает за большое бизнес-направление, за значительную долю бизнеса компании. В «Неофлексе» много случаев, когда люди, решая новые для себя задачи, вырастают профессионально – это я считаю одним из достоинств «Неофлекс».

П.Б.: Считается, что сейчас – время прагматиков, и именно в эту сторону у большинства людей меняются ценностные установки. Происходит ли подобная трансформация лично у вас, и если да,  то как она отражается на решениях, которые вы принимаете в бизнесе и в частной жизни?

О.Б.: Думаю, за последние несколько сотен лет люди слабо изменились как вид. Но у каждого отдельного человека на протяжении жизни ценности действительно меняются – он взрослеет, трансформируется его отношение к миру, его приоритеты. В основном это происходит в силу возраста и накопленного опыта, в силу того, что растут дети, и в силу понимания, что отмеренный срок – не бесконечен. В 20 лет и в 40 у меня были разные ценности, но изменения происходят не в сторону прагматизма, а скорее наоборот – в сторону более мягкого восприятия действительности,  большего принятия происходящего.

П.Б.:  Как вы считаете, бизнес-мышление и деловая хватка – эти качества должны быть изначально заложены в человеке  или это вопрос получения необходимого образования, накопления определенных знаний?

О.Б.: Существует теория, согласно которой бизнес-хваткой и способностями к эффективному ведению бизнеса обладают не более 5% людей, и эти качества проявляются уже в раннем возрасте. В общем-то, жизнь это подтверждает. Чего я не знаю, так это откуда такие качества берутся. Например, я не знаю, как воспитать своих детей таким образом, чтобы они получили эти качества.

П.Б.: Часто ли вам приходилось ошибаться, принимать неправильные решения?

О.Б.:  Если честно – постоянно! Существуют две общеизвестных истины. Первая: не ошибается тот, кто ничего не делает. С этим я согласен, мне самому доводилось принимать неверные решения – это неизбежно. Второе утверждение такого рода: на своих ошибках учатся только дураки, люди умные учатся на чужих. Вот с этой мыслю я в корне не согласен. Считаю, что крайне редко встречаются люди, которые умеют учиться на чужих ошибках. Скорее люди делятся на тех, кто умеет учиться на своих ошибках, и тех, кто даже на них не учится. Я стремлюсь на своих ошибках учиться.

П.Б.: Ошибочное решение может только навредить бизнесу или может дать ему новый импульс?

О.Б.: Кризис можно воспринимать как источник энергии для движения вперед. Это касается не только бизнеса, но и личностного развития – например, кризисов во взаимоотношениях в семейной паре, или между друзьями, родственниками, родителями и детьми. Кризис в бизнесе – это ситуация, когда тот образ действий, который был выработан некоторое время назад, перестал приводить к результату, к успеху. Значит, пора что-то изменить. В этом смысле, как ни парадоксально, кризис – это полезное явление, это ситуация, которая заставляет задуматься, разобраться в проблеме и затем идти дальше.

П.Б.: Когда человек зарабатывает свои первые серьезные деньги, у него возникает вопрос – как поступить с этим финансовым результатом? Поделитесь своим опытом: как вы поступили с первым заработком?

О.Б.: Первый раз я заработал деньги своим трудом – причем, что интересно, это был труд программиста, -  когда учился в институте, на четвертом или пятом курсе. Тогда только начинали создаваться частные предприятия – так называемые кооперативы. У моего отца был знакомый, владевший кооперативом по производству металлических дверей. Ему потребовалась программа для того, чтобы печатать платежки и другие бухгалтерские документы. Поскольку я учился программированию в институте, отец тогда спросил, не хочу ли я заработать – написать эту программу. Я сказал: «Да, хочу». Мы встретились с довольно брутальным владельцем кооператива, он обрисовал задачу: «У тебя есть месяц. Нужна программа, которая будет печатать вот такие бланки. Можешь сделать?» Признаюсь, я не знал тогда, как это сделать, но сказал, что смогу. Приехал домой, позвонил своему приятелю, который тоже учился компьютерным дисциплинам в другом московском ВУЗе, и спросил: «Слушай, на чем можно запрограммировать это за месяц?» В своем институте я тогда программировал на С++, а это довольно сложный язык, на котором бизнес-программу  быстро не напишешь. Мой знакомый посоветовал: «Есть классная штука – язык программирования Clarion, я тебе дам дискету».  Я установил эту программу и за месяц написал первое в своей жизни бизнес-приложение – оно реально заработало в том кооперативе, им несколько лет потом пользовались, печатали с его помощью платежные документы, бланки заказов. За работу мне заплатили совершенно сумасшедшую по тем временам сумму – 20 тысяч рублей. Точно не помню, сколько тогда была стипендия, но примерно около тысячи. Чтобы было понятно, насколько это были большие деньги для бедного студента, скажу, что я себе купил музыкальный центр. Это была «Радиотехника» советского производства с «вертушкой» высшего класса – мечта по тем временам. На оставшуюся часть суммы я мог бы купить себе новый велосипед, но родители отговорили: не надо, мол, так вот сразу тратить деньги, надо часть отложить, сэкономить. А через пару месяцев эти деньги перестали стоить хоть сколько-нибудь. Но эта другая история, здесь важно, что за месяц мне удалось заработать на два довольно дорогих предмета, которые студенту были совершенно недоступны.

П.Б.: Среди российских IT‑специалистов множество светлых голов, но у нас в стране не появилось пока проектов такого уровня, как Facebook или Twitter. Вы не рассматриваете для себя проект такого социального толка? Тем более, что вы сами являетесь активным пользователем Facebook?

О.Б.: Во-первых, понятно, что сравнивать экономику России с экономикой США сложно, но, тем не менее, я как человек из мира IT, вижу, что и у нас есть много ярких компаний. Может быть, они менее известны публике, чем Facebook или Apple, но такие компании есть. Их меньше, чем хотелось бы, но есть люди, которые генерируют интересные идеи и добиваются результата, – это мои коллеги по цеху, с которыми я общаюсь и чьи достижения вижу. А во-вторых, нет, наверное, на данный момент я не готов пойти в массовый сегмент, потому что «Неофлекс» – это компания, которая работает на рынке B2B, наши клиенты – крупные банки, и мы умеем работать с ними. Работа с массовым рынком – это совсем другой бизнес. Этот рынок необходимо понимать, иметь опыт и, наверное, нужно иметь какую-то склонность к этому. Честно говоря, сейчас у меня нет желания идти в эту сторону. Во многом потому, что мне нравится делать то, что у меня получается, а рынок B2B – в частности сегмент банковской автоматизации – еще очень далек от насыщения. Очень важно развивать бизнес в том направлении, которое тебе интересно. Бизнес не должен существовать ради бизнеса как такового или тем более ради денег. Бизнес нужно создавать для  реализации своих идей. Вот это, думаю, самое главное, а все остальное, в том числе коммерческий успех – приложится.

Запись программы «Источник успеха» с участием Олега Баранова

Источник: ПРО БИЗНЕС


Поделиться

Вернуться к списку публикаций