— Олег Юрьевич, в прошлом году в вашем банке было выполнено несколько интересных проектов — создано хранилище данных для формирования обязательной отчетности и в короткие сроки автоматизирована работа с револьверными кредитами. Эти проекты выполнила компания «Неофлекс». Расскажите, пожалуйста, о них подробнее. О.ПОДКОПАЕВ: Группа «Русфинанс» стартовала три года назад, выдавая займы. Группа сконцентрирована на потребкредитовании, причем мы занимаемся и автокредитованием, и кредитованием прямых продаж: кредит может быть выдан по заявке, поступившей по телефону и присланной через Интернет. Первый кредит был выдан в июле 2005 года. Изначально группа включала финансовую компанию и банк. Потом был приобретен «Промэкбанк», и встала задача интеграции информационных систем и данных «Русфинанса» и «Промэкбанка». С покупкой «Промэкбанка» число приложений группы увеличилось вдвое. Работу группы обеспечивали как минимум четыре системы первичного ввода, а систем, которые использовались для обработки информации, было более десятка. Причем каждая из них имела разный формат данных, разные принципы формирования информации и т. д. Чтобы правильно оценивать развитие бизнеса, необходимо оперативно анализировать информацию, отражающую все направления работы. Поэтому в первый же год создания «Русфинанса» мы своими силами построили хранилище данных, нацеленное на подготовку управленческой отчетности для трех департаментов — финансового, коммерческого и управления рисками. Но этого хранилища было недостаточно, чтобы готовить отчетность для банка РФ и других департаментов. Поэтому на втором году существования группы было решено создать еще два хранилища — для формирования обязательной отчетности и операционное хранилище для решения оперативных задач анализа. Основная идея состояла в том, чтобы вывести отчетность из транзакционной системы. Первоочередной была задача создания хранилища для подготовки обязательной отчетности, ее решение было поручено «Неофлексу».

Как правило, обязательная отчетность, в том числе в иностранных банках подготавливается по данным российской АБС. Чем было вызвано решение формировать ее по данным хранилища? О.ПОДКОПАЕВ: Если транзакционная система, помимо своей основной задачи, выполняет функции подготовки и хранения отчетности, с ростом объемов операций она, что называется, начинает «виснуть». Происходит это потому, что система выполняет функции, не предусмотренные ее архитектурой. В малых и средних банках угрозы зависания транзакционных систем нет. А вот крупные банки сейчас уже стараются разделить транзакционные системы и хранилище для формирования отчетности. Не все идут по этому пути, некоторые пытаются просто масштабировать свою учетную систему, добавляя все больше вычислительных мощностей. Но этот путь имеет свой лимит, нельзя бесконечно наращивать систему — все равно задачи разного плана будут конфликтовать.

По каким критериям для выполнения проекта была выбрана компания «Неофлекс»? О.ПОДКОПАЕВ: С компанией «Неофлекс» мы начали работать в 2005 году, пригласив ее для внешнего управления проектом РУБИС. В рамках этого проекта мы внедряли одновременно систему Diasoft 5NT, систему для бэк-офисного учета кредитов Evolan — внутренний инструмент группы «Сосьете Женераль», а также систему управления выдачей креди тов Credilogic. Нужно отметить, что проект шел с большими задержками, мы были молодой командой, нам были необходимы дополнительные ресурсы. Поэтому на определенном этапе проекта и было принято решение привлечь для управления им стороннюю команду. Со стороны «Неофлекс» в проекте работали пять человек. Они руководили проектом и предоставляли консалтинг по организации работы проектного офиса и постановке задач. В результате проект был успешно завершен. Благодаря команде из «Неофлекса», за полгода мы наверстали все сроки и завершили проект с отставанием всего в одну неделю! Для проекта такого уровня — в нем было задействовано порядка 80 человек из компаний-разработчиков Diasoft 5NT, Evolan и Credilogic — это отличный результат. Сотрудничество в этом проекте продемонстрировало нам возможности компании. Бюджет на проект по обязательной отчетности был разумным. Это и определило выбор.

— Расскажите, пожалуйста, о ходе проекта. Какие задачи решались исполнителем? О.ПОДКОПАЕВ : Задача проекта состояла в том, чтобы данные из всех систем положить в хранилище и при этом обеспечить их согласованность, очистку и обогащение. При этом, помимо задачи получения отчетов, необходимых для предоставления в ЦБ РФ, мы ставили перед проектом задачу разработки отчетов по кредитно-депозитным операциям с физическими лицами для внутренних подразделений банка. Нам также было важно уменьшить нагрузку на основные системы банка, унифицировать и упростить механизм получения и разработки новых отчетных форм, разгрузить основную АБС, существенно снизив объем загружаемых в нее детальных данных, необходимых для построения отчетов. Все эти задачи решал «Неофлекс». Команда его специалистов спроектировала структуру данных для системы внешней отчетности, в ней в унифицированном виде хранится информация по всем операциям с физическими лицами — по потребительским кредитам, автокредитам и т. д. Реализованы выгрузки данных из пяти систем-источников и загрузки данных в хранилище. За весь период существования банка загружены исторические данные из исходных систем. Что касается ежедневной перегрузки данных из исходных систем в хранилище, то данные загружаются и выверяются в течение следующего рабочего дня. Была также разработана система контроля качества данных, поступающих в хранилище. Данные хранилища сверяются с данными основной учетной системы банка, это позволяет быстро идентифицировать ошибки данных исходных систем. И разработаны три типа отчетов — отчеты для банка РФ, балансовые отчеты и внутренние, включая отчеты для выверки клиентской базы. В качестве ETL-средства, на котором реализуются процедуры загрузки, очистки и преобразования данных, «Неофлекс» предложил использовать систему Informatica Power Center. Это решение получило одобрение со стороны родительской компании — данная система является одним из стандартных инструментов в группе «Сосьете Женераль».

Какие преимущества получил банк в конечном итоге? О.ПОДКОПАЕВ: Первый результат после начала работы «Неофлекса» по обязательной отчетности был получен уже через три месяца. Мы смогли собрать реестр вкладчиков. В целом же работа над проектом длилась около года. Сейчас мы имеем готовое хранилище, которое позволяет нам формировать все необходимые формы обязательной банковской отчетности, а также порядка 20 внутренних отчетов. На базе хранилища для обязательной отчетности, используя подходы и процедуры, реализованные «Неофлексом», мы построили операционное хранилище и начали переводить хранилище, которое сделали в 2005 году, я говорил о нем выше, на Informatica Power Center. И в этом отношении результаты проекта весьма ощутимы. На операционном хранилище мы за три месяца сделали то, что до этого не могли сделать в течение полутора лет — не было данных. Теперь же, если у нас что-то просят, мы очень быстро готовим информацию. Создание хранилища для обязательной отчетности делает нас свободными во внедрении практически любой учетной банковской системы, так как мы становимся независимыми от конкретной реализации бизнес-процессов. Сегодня большинство даже иностранных банков в своей архитектуре имеют российскую систему — для ведения Главной книги и формирования обязательной отчетности. Если же банк принимает решение вынести ее формирование в хранилище, то он получает возможность внедрить любую учетную систему, в том числе и иностранную. Именно по этому пути мы идем.

— Как Вам кажется, банк способен реализовать подобный проект самостоятельно?   О.ПОДКОПАЕВ: По опыту работы с «Неофлексом» могу сказать — если бы мы проект делали сами, он длился бы до сих пор, а возможно, затянулся бы еще года на два. Каждый должен заниматься своим делом. IТ-департамент банка ориентирован в основном на поддержание работоспособности существующих систем. Чтобы сделать проект качественно и в срок, нужно приглашать специалистов с опытом. «Неофлекс» уже реализовывал многие сложные проекты. У нас в организации существует четкий тендерный процесс, мы никогда не берем компанию, которая «ближе сидит». Чем нам понравился «Неофлекс»? Во-первых, компания уже знала наш бизнес. Во-вторых, ее специалисты обладали компетенциями, которые нам были нужны, у них уже был опыт построения хранилищ. Был известен потенциал команды, ее специалисты пользуются авторитетом на рынке.

ВАЖНЫЕ ДЕТАЛИ В хранилище, созданном для формирования обязательной отчетности ЦБ, на ежедневной основе консолидируются данные систем Diasoft 5NT, Evolan, 3Card-R, Credilogic, CardSuit. Хранилище позволяет формировать все формы обязательной отчетности ЦБ, включая формы для расчета нормативов, — 118, РВПС–1, РВПС–2; список инсайдеров, 302 с расшифровкой по регионам, а также внутренние и балансовые отчеты.

— Сейчас на идеологию SOA переходят многие банки. Но не все считают ее оптимальной. Что побудило реализовать SОА в вашей организации? О.ПОДКОПАЕВ: Я не сторонник абстрактных технических новинок. Когда говорят: «А давайте будем делать все в SOA», я спрашиваю: «а зачем?». Всему свое время. Наш банк давно хотел внедрить новый продукт — револьверные кредиты. Но у нас шел процесс формирования единой IT-инфраструктуры с «Промэкбанком» и сложно было отвлечься на что-то еще. Однако в какой-то момент стало понятно: откладывать проект больше нельзя, банку нужен продукт. Нам нужно было создать необходимую IT-инфраструктуру быстро, желательно за четыре месяца. Мы попробовали спланировать проект, используя стандартный подход: выбрать систему и пригласить интегратора, который сделает все «под ключ». Оказалось, что раньше, чем за 8 месяцев, а то и за год сделать такой проект невозможно. Тогда родилась идея. Мы решили, что единственный способ сократить время реализации проекта — это минимизировать любые изменения в каждой конкретной системе, которая будет задействована в автоматизации работы с револьверными кредитами. Мы разбили проект на множество, образно говоря, «черных ящичков» со своими входами и выходами, которые взаимодействуют между собой. Когда я нарисовал, как это все должно выглядеть, получилась система в идеологии SОА. Ведь что такое «черные ящички»? Это сервисы, которые выполняет каждая система. Дальше — интеграционная шина, которая все это связывает. «Неофлекс» к тому времени успешно заканчивал аналогичный проект в другом банке, и мы приняли решение пригласить эту компанию. Проект по созданию IT-платформы для работы с револьверными кредитными картами был начат в мае, а уже в июле решение было опробовано на внутренних клиентах банка. В сентябре мы запустили пилотный проект с участием двух партнеров. С конца ноября решение находится в промышленной эксплуатации. Оно поддерживает работу с револьверными кредитами партнерской сети банка, это порядка 8000 торговых точек. С «Неофлексом» мы сотрудничали как с системным интегратором. Его специалисты управляли проектом, разработали и реализовали ключевые технологические решения, а также подключили CardSuit к хранилищу. Это было легко сделать, потребовалось только направить поток данных из револьверной системы в хранилище.

- Выполнение проекта заняло четыре месяца.Как это удалось сделать? О.ПОДКОПАЕВ: Решение в SOA-идеологии, которое разработал «Неофлекс», обеспечило согласованную работу четырех приложений, задействованных в работе с револьверными кредитными картами. Логика их взаимодействия была вынесена в интеграционную шину. Предложенное решение предполагало минимальные доработки всех этих систем, это сэкономило время. Кроме того, в организации проекта был применен принцип «готовности по необходимости». Можно делать все и сразу — установить систему, полностью ее оттестировать и потом запустить. А можно решать задачи поэтапно. К 1 июля 2007 года нужно было обеспечить выдачу карт, возможность их финансирования или возврата, значит, нужно было подключить в первую очередь часть системы, которая решает эти задачи. Карточка приходит к клиенту не раньше, чем через две недели после ее оформления — первая транзакция по карточке пройдет только через две недели. Соответственно, мы имеем две недели на «доводку» системы. Первая биллинговая операция будет выполнена не раньше, чем через месяц после выдачи первой карты. Значит, у нас есть целый месяц, чтобы доделать биллинг. После биллинга есть время до первого погашения, это еще один временной люфт. Такой подход позволил разделить внедрение на этапы и по каждому этапу работать в спокойном режиме. Как результат, проект по поддержке револьверных кредитных карт выполнен в сроки, поставленные бизнесом. SОА дала банку высокую скорость вывода на рынок новых продуктов — тот фактор, который обеспечивает успех банковскому бизнесу.

— Скажите, как распределялись функции на проекте? Вы легко делегируете полномочия? О.ПОДКОПАЕВ: Да, достаточно легко. Между заказчиком и исполнителем должно существовать доверие. Оно не рождается просто так. С любым поставщиком нужно работать, как с партнером. Если не доверяешь партнеру, ничего не получится. Очень многое зависит от квалификации привлеченных специалистов, работающих в проекте, — люди должны хорошо знать и техническую базу, и бизнес-составляющую. Потому что «сервис» — это бизнес-термин. Это понимание со стороны «Неофлекса» мы видим. И мы понимаем, что проект был реализован в короткие сроки благодаря глубоким знаниям команды «Неофлекс» банковских технологий и большому практическому опыту их реализации в IT-системах. Если компания рассматривает банк как партнера, а «Неофлекс» именно так и относится к нам, то и работает она очень добросовестно. А наши сотрудники, набравшись опыта у «Неофлекса», могут спокойно взять на себя сопровождение проекта.

Говорят, SOA способствует быстрому развитию IT-инфраструктуры. Вам удалось получить этот эффект? О.ПОДКОПАЕВ: В августе 2007 года мы начали внедрять Equation, а 10 декабря уже выдали первый кредит! Обычно такие проекты занимают гораздо больше времени. Это удалось потому, что мы применили новый подход — у нас уже была интеграционная шина, сервисы, мы просто взяли систему Equation и подсоединили ее к шине. Также собираемся действовать и дальше — есть база, на которую будем «нанизывать» нужные нам приложения.

ВАЖНЫЕ ДЕТАЛИ Интеграционный проект «Разработка IT-платформы для работы с револьверными кредитными картами» выполнен в SOA-архитектуре. Интеграционная шина, реализованная на базе ПО IBM WebSphere ESB, обеспечивает согласованную работу систем, обслуживающих работу с револьверными кредитами: CardSuit — управление операциями с кредитными картами, Credilogic — управление выдачей кредитов, Diasoft 5NT — основная АБС банка и FDI — процессинговый центр.

Ссылка на материал

Источник: Национальный Банковский Журнал


Поделиться

Вернуться к списку публикаций