«Аналитический банковский журнал»: Как выстроен процесс обмена данными между банками и государственными ведомствами сегодня? В чем особенности и преимущества  СМЭВ как единого информационного канала для организации такого взаимодействия?   

Екатерина Постоюк: В распоряжении ведомств, подключенных к СМЭВ, находится информация, которую банки уже сейчас активно применяют в своей работе – это, в частности сведения ФМС,  ФНС, ФССП, ГИБДД, которые используются для идентификации клиентов, первичной оценки заемщиков и для решения других бизнес-задач. Об этом мы можем судить, исходя из собственного  проектного опыта, связанного с автоматизацией продаж финансовых продуктов. Данные различных ведомств широко применяются в работе целого спектра банковских информационных систем:  кредитные конвейеры, системы для автоматизации управления рисками, CRM-приложения  – это далеко не полный список бизнес-приложений, которые являются потребителями информации,  получаемой банками от государственных структур.  Однако сейчас значительная часть данных поступает из ведомств в финансовые организации через посредников, которых может быть несколько и которые оказывают услуги на платной основе. В  свою очередь та информация, которую банки получают напрямую от ведомств, нередко поступает в бумажном виде – взять хотя бы выписки из реестров юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей или запросы от ФССП. У нынешней схемы обмена данными есть несколько недостатков  – поставщики информационных сервисов разрозненны, данные поступают в различных  форматах, их получение связано с ощутимыми расходами, связанными, кроме прочего, с необходимостью ручной обработки бумажных форм.  СМЭВ может стать для банков привлекательной альтернативой такому способу получения данных. Это единый канал, что удобно с нескольких точек зрения. Во-первых, СМЭВ позволяет  централизовать информационные потоки и организовать прямое взаимодействие с ведомствами без посредников. Тем самым снижаются расходы банка в части поддержки IT-инфраструктуры –  один канал дешевле и проще обслуживать, чем несколько. Во-вторых, подключение к СМЭВ позволяет перейти на электронную форму взаимодействия – отказаться от работы с бумажными  носителями. Кроме того, распоряжение Правительства от 15.08.2012 № 1471-р обязывает ведомства предоставлять данные через СМЭВ на безвозмездной основе. Это еще одно весомое  экономическое преимущество взаимодействия с ведомствами через СМЭВ.  

«А.Б.Ж.»: Каким образом финансовые организации могут использовать данные ведомств для создания новых услуг для клиентов? Будут ли такие услуги востребованы?  

Е.П.: Действительно, централизованное электронное взаимодействие банков с ведомствами может оказаться полезным как для самих финансовых организаций, так и для их клиентов. Банки  заинтересованы в предоставлении своим клиентам как можно большего числа сервисов, платежных и информационных. Такие дополнительные услуги – это и способ извлечения дополнительной  прибыли, и средство поддержания клиентской лояльности. Так почему бы не предоставить клиентам такие возможности, как получение информации о задолженности перед бюджетными фондами  различных уровней или уплата государственных пошлин, налогов, штрафов и т.п. Причем такие сервисы могут быть предоставлены не только при обращении в офис банка, но и по самым различным  каналам ДБО – при обслуживании в банкомате, через call-центр, интернет-банк или мобильный банк. Таким образом, информация, полученная через СМЭВ, может лечь в основу новых банковских услуг и поможет финансовым организациям в поддержании и расширении клиентской базы. С позиций клиента, будь то юридическое или физическое лицо, подобные новые услуги превращают расчетный счет или банковскую карту в своеобразный шлюз для проведения транзакций в пользу государства и получения информации от различных ведомств. Если эти сервисы можно будет получить в банке, значительная часть клиентов воспользуется этой возможностью.   

«А.Б.Ж.»: Какие IT-решения может предложить «Неофлекс» для подключения банков к СМЭВ?

Е.П.: Для автоматизации информационного обмена с ведомствами компания «Неофлекс» предлагает семейство продуктов Neoflex Adapters . Помимо решения для подключения к системе Казначейства (ГИС ГМП), которое является для банков обязательным с 1 января этого года, линейка представлена продуктами для автоматизации взаимодействия с Федеральной миграционной службой, Федеральной налоговой службой, Федеральной службой судебных приставов, Росреестром и др. К СМЭВ подключается все больше ведомств, и линейка Neoflex Adapters позволяет подключить банк к более чем 50 государственным органам. На сегодняшний день программное обеспечение Neoflex Adapters применяется в крупных российских и зарубежных банках, в их числе – Связь-Банк,  банк «Интеза», ВБРР, СДМ-Банк и другие финансовые организации. Линейка продуктов Neoflex Adapters представляет собой единую платформу для обмена данными с государственными структурами. Многие финансовые организации уже сейчас рассматривают автоматизацию обмена с ГИС ГМП не как локальное решение для подключения к системе Казначейства, но как проект, рассчитанный на перспективу – банку важно иметь в своем распоряжении масштабируемую платформу, которая позволила бы в дальнейшем подключаться и к другим ведомствам. Здесь хотелось бы отметить, что подключение к СМЭВ – это по сути интеграционная задача. Наша компания выполнила более 400 интеграционных  проектов в российских и зарубежных банках, руководствуясь принципами  SOA. Те же принципы применялись и при создании Neoflex Adapters : мы исходили из того, что эти продукты должны легко встраиваться в IT-ландшафт любой сложности, быть масштабируемым, отказоустойчивыми и простым в настройке.

«А.Б.Ж.»: Как решается задача интеграции Neoflex Adapters в существующий ландшафт банка-заказчика?

Е.П.: В тех случаях, когда банк применяет множество информационных систем, интегрируемых в рамках сложного ландшафта, мы рекомендуем вариант интеграции с применением промышленной сервисной шины. Высокая скорость обработки большого количества запросов особенно актуальна в крупных универсальных банках. Собственно, в таких финансовых организациях обычно уже установлена промышленная шина, поэтому доработки существующего ландшафта не требуются. А поскольку «Неофлекс» имеет многолетний опыт работы с интеграционными продуктами всех ключевых вендоров – IBM, Oracle и Microsoft – мы гарантируем максимально быстрое встраивание продуктов  Neoflex Adapters в существующее IT-окружение. Если же число информационных систем в банке невелико, мы предлагаем другой способ интеграции – с применением свободно распространяемого интеграционного ПО или без использования шины. Благодаря поддержке различных протоколов взаимодействия (web-сервисы, файловый обмен, протоколы JDBC и IBM MQ) достигается  быстрая и бесшовная интеграция  Neoflex Adapters с основными классами банковских информационных систем. Важно отметить, что возможность вертикального и горизонтального масштабирования позволяет продуктам Neoflex Adapters справляться с обработкой больших объемов данных – кластерное решение рассчитано на обработку до миллиона запросов в сутки.  


«А.Б.Ж.»: Некоторые банки пытаются решить задачу подключения к СМЭВ с использованием ресурсов 

АБС. В чем преимущества и недостатки такого подхода?


Е.П.:
Нужно учитывать, что потребителями тех данных, которые банк получает от ведомств, являются различные системы, будь то кредитный конвейер или система для управления рисками. Это значит, что при подключении к СМЭВ неизбежно возникнет необходимость интеграции не только с АБС, но и другими системами банка.   Neoflex Adapters создавались как специализированная платформа с широкими интеграционными возможностями, не оттягивающая на себя ресурсы прочих систем и не увеличивающая нагрузку на них.

«А.Б.Ж.»:
Как банк может использовать взаимодействие с теми или иными государственными органами для решения собственных бизнес-задач, для оптимизации внутренних бизнес-процессов?

Е.П.:
Для многих финансовых организаций важной задачей является переход от бумажного к электронному документообороту с Федеральной службой судебных приставов. В крупных банках ежедневный поток обмена информацией с ФССП может достигать нескольких тысяч запросов. Причем речь идет о бумажных документах, работа с которыми отнимает массу времени и сил у сотрудников банковского бэк-офиса. В большинстве случаев выясняется, что человек, по которому ФССП запрашивает данные, клиентом банка не является, однако реагировать на такие запросы все равно необходимо. Внедрение Neoflex FSSPAdapter   дает возможность перейти к электронному документообороту с ФССП и централизовать информационный обмен с ведомством на уровне головной организации, что особенно важно для территориально распределенных банков с обширной филиальной сетью. Подобная централизация способна заметно снизить операционные расходы банка.

«А.Б.Ж.»: Вы упомянули, что в линейке Neoflex Adapters есть решения для автоматизации обмена данными с ФМС, ФНС и Росреестром. Каково поле применения данных, полученных от этих ведомств?

Е.П.:
Что касается информационных сервисов, которые банк может получить от ФМС, то наиболее востребованными со стороны банков являются данные  о действительности паспорта и о месте регистрации. Если клиент обратился в банк за кредитом с недействительным удостоверением личности, это однозначный стоп-фактор, позволяющий на раннем этапе отсечь случаи преднамеренного мошенничества. Потребителями такой информации в банке, очевидно, будут службы риск-менеджмента, специалисты по работе с просроченной задолженностью,  а также операционные службы – данные применимы не только в процессе выдачи кредитов, но и при проведении любых банковских транзакций, требующих идентификации клиентов. Важно, что ФМС уже предоставляет данную информацию через СМЭВ, причем бесплатно и в online-режиме. Взаимодействие с Росреестром позволяет получить данные о правах на недвижимость, о сделках  с ней. Такие данные актуальны и для розничного, и для корпоративного кредитования – жилая и офисная недвижимость нередко становится предметом залога при получении займов. Информация Росреестра позволяет банку понять, нет ли на объекте недвижимости юридического обременения, точнее оценить качество залога. Выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП – реестров, находящихся в ведении ФНС, сегодня поступают в банки в бумажном виде. Эти документы требуются банку в процессе обслуживания юридических лиц. Электронное взаимодействие с ФНС на базе Neoflex FNSAdapter   позволяет получать эти выписки в режиме реального времени. Резюмируя, прямое взаимодействие с государственными органами позволяет достичь экономии времени и человеческих ресурсов, обеспечить соответствие законодательству, сократить операционные издержки, оптимизировать информационные потоки за счет перехода к электронному документообороту с государственными структурами, а также применить полученные от ведомств данные для более точной оценки заемщиков.

«А.Б.Ж.»: Для многих банков при выборе интегратора и программного продукта одним из самых значимых факторов является уровень поддержки внедренной системы. Расскажите об услугах по сопровождению Neoflex Adapters ?

Е.П.:
В рамках услуг поддержки «Неофлекс» обеспечивает обновление внедренных продуктов Neoflex Adapters в случае изменений в нормативной базе, включая смену форматов  обмена данными с государственными ведомствами. Сопровождение осуществляется на базе Единой Службы Технической Поддержки компании «Неофлекс». Это выделенное подразделение специалистов, которые в круглосуточном режиме осуществляют сопровождение всех решений компании. Эта важная деталь позволяет банку быть уверенным в том, что необходимые обновления продуктов  Neoflex Adapters будут своевременно предоставлены.


Источник: Аналитический банковский журнал


Поделиться

Вернуться к списку публикаций