Вендоры подводят итоги прошедшего года. Компания «Неофлекс» рассказала об основных направлениях своей работы и о тенденциях рынка IT для банков. Выводы сделаны на основе работы с 34 из 100 крупнейших банков, которые являются клиентами компании. Управляющий партнер компании «Неофлекс» Олег Баранов рассказал, что штат команды увеличился в 2011 году на треть. Помимо уже известных на рынке направлений автоматизации – банковской отчетности и аналитики, управления рисками, локализации иностранных АБС, развивается молодое бизнес-направление – IT для работы на рынках капитала. В 2012 году «Неофлекс» планирует продолжить совершенствование в области SOA ландшафтов, развивать системы банковской отчетности и аналитики, вывести на рынок новые модули – анализ продаж, управление рисками, анализ факторинговых операций. Большое внимание будет уделено развитию автоматизации розничного банковского бизнеса и управлению рисками. Компания также намерена автоматизировать управление рисками в кредитовании МСБ и корпоративных клиентов с учетом требований Базель II. Ведется формирование стандартных пакетов услуг поддержки системного и прикладного ПО для типовых IT-решений.

Сергей Путятинский, директор по развитию бизнеса «Неофлекс», в своем выступлении проанализировал, что лучше, «универсальный конструктор или коробочное решение» во фронт-офисе? Если в наличии универсальность настроек, иногда освоить систему сложнее, чем научиться программировать, требуются узкопрофильные специалисты, всегда есть ограничения платформы. Готовый функционал имеет свои недостатки: часто готовое решение в том виде, как оно есть, не подходит бизнесу, не всегда есть возможность самостоятельно развивать решение, у банка может появиться завязка на конкретного вендора, а не на платформу. Современные принципы построения фронт-офисных решений таковы: это ориентированность на продукт, клиента и бизнес-процесс, компонентный подход с использованием лучших в своем классе систем, независимость отдельных компонент, возможность встраивать решения в IT-ландшафт банка, максимально используя имеющиеся компоненты. Наиболее быстро меняющиеся части программы должны быть быстро настраиваемыми. И, наконец, банк должен иметь возможность самостоятельно поддерживать и развивать внедренное вендором решение. Отвечая на поставленный в начале выступления вопрос, Путятинский пришел к мнению, что конфигурация требований к системе должна выглядеть следующим образом. Универсальность настроек касается продуктового каталога, печатных форм, отчетов, настроек пользовательского интерфейса. Готовый функционал требуется для автоматизации рабочих мест пользователей, преднастроенных бизнес-процессов, интеграционных адаптеров. Самостоятельное расширение системы требуется при формировании модели данных, внедрении новых интеграционных адаптеров и собственных рабочих местах пользователей. 

О практическом опыте внедрения фронт-офисной системы поддержки розничных продаж рассказал Андрей Богословских, первый заместитель директора дирекции IT Росбанка. Внедрение заняло девять месяцев. В 2009 году розничный бизнес банка решил революционно поменять методы продаж. В этот непростой период нельзя было просто сидеть и ждать, пока клиент придет в офис, требовалось активно продавать новые продукты, а для этого понадобился эффективный IT-инструмент. Дополнительные сложности состояли в том, что у банка очень большая распределенная сеть, а кроме того, параллельно шел проект по замене телекоммуникационной сети. Требовалось подключить к системе несколько тысяч менеджеров (максимальная мощность – до 15 тыс. пользователей), поддерживать круглосуточный режим работы сети, обеспечить быстродействие системы (медленное реагирование вызвало бы многочисленные звонки сотрудников банка в службу поддержки со словами «у нас все зависло»). При внедрении в первую очередь требовалось получить «единый взгляд на клиента» (до этого информация о клиенте была разбросана по разным IT-системам и базам данных). Что касается бизнес-задач, то основной упор делался на кросс-продажи. Банку требовалось также планировать работу менеджеров и просчитывать их эффективность, управлять распределением клиентов по портфелям клиентских менеджеров. Соответствующая система была разработана и запущена за девять месяцев. Число зарегистрированных пользователей системы составляет в феврале 2012 года 5 500 человек (2 500 одновременно работающих). Система внедрена и используется в более чем 450 отделениях банка по всей России. 

Алексей Макеев, директор направления SOA компании «Неофлекс», поделился опытом круглосуточной поддержки SОА-решений. На текущий момент выполнено более 240 проектов для 36 заказчиков. Сейчас выполняется 92 проекта. Поддержку в IT Макеев сравнил с поддержками в фигурном катании, ведь все SOA-решения для бизнеса критически важны. Особенно это видно для проектах масштаба интеграционного решения для кредитного конвейера Сбербанка. Как показывает практика, 83% неполадок относятся к сбоям, и лишь 17% – к дефектам кода. Возникающие проблемы затем тщательно анализируются и учитываются при доработках программы. 

Директор практики «Автоматизация управления рисками» Юрий Чекалин, рассказал об автоматизации управления розничными кредитными рисками. Этапы этой работы таковы: автоматизация принятия решения по кредитной заявке, повышение качества управления процессом кредитования, повышение качества портфеля, стратегические инициативы. На четвертом уровне решаются такие задачи, как моделирование и стресс-тестирование финансового положения банка в части кредитных рисков, расчет эффективных резервов по портфелям, снижение обязательных резервов по ЦБ. Автоматизация сейчас делается преимущественно для розницы, но и в 2012 году начнется разработка модуля для корпоративного кредитования. Ведется работа и в части маркетинговых стратегий – хотя это не риски, но математические методы похожи. 

Василий Кузьмин, директор направления «Банковская отчетность» компании «Неофлекс», обобщил опыт внедрения автоматизации отчетности в государственных, иностранных, частных универсальных банках. 

Владислав Быков, директор департамента информационных технологий Связь-Банка, рассказал о внедрении корпоративного хранилища данных на основе Neoflex Reporting. Так как речь идет о госбанке, тендер на корпоративное хранилище шел около года. Банк большой, и было сложно согласовать требования всех бизнес-заказчиков. Также существовала проблема разрозненности исходных данных. Требовалось автоматизировать следующие функции: обязательная отчетность (ЦБ РФ, ФСФР, АСВ), консолидированная обязательная отчетность, расчет обязательных нормативов, формирование налоговой отчетности, отчетность по МСФО, консолидированная отчетность по МСФО, управленческая отчетность, продуктовая отчетность, анализ клиентской базы, отчетность по управлению рисками. Начиная этот проект, банк, в частности, стремился повысить качество и достоверность предоставляемой регуляторам отчетности, предотвращение штрафных санкций, сократить сроки ее подготовки, повысить прозрачность отчетности за счет исключения ручных операций. Выполнение работ по построению корпоративного хранилища данных на основе Neoflex Reporting на данный момент позволило Связь-Банку обеспечить корректность и чистоту исходных данных в корпоративном хранилище данных и получить достоверные отчетные формы по всему банку. Проект еще не завершен. В целом рынок банковских IT-решений вырастет на 30%. Среди наиболее востребованных направлений – автоматизация принятия кредитных решений, кредитной стратегии, скоринговой карты, внедрение универсального фронт-офиса. Также банки будут обновлять системы автоматической сдачи отчетности.

Ссылка на материал

Источник: Bankir.ru


Поделиться

Вернуться к списку публикаций