«Банковские технологии»: Компания «Неофлекс» недавно получила высший партнерский статус IBM. За этим стоит большое число проектов, реализованных в идеологии SOA. Какие банки, на ваш взгляд, в наибольшей степени заинтересованы в построении архитектуры SOA? Алексей Макеев: Потребность в сервисно-ориентированной архитектуре (SOA) особенно четко выражена на рынке розничных банковских услуг. По сути дела, между банками идет серьезная конкуренция в области создания IT-инфраструктуры, которая позволит быстро реализовывать планы бизнеса по выходу на новые рынки, выводу новых продуктов и оптимизации бизнес-процессов продаж продуктов. Для реализации этих планов максимально подходит IT-инфраструктура, построенная в идеологии SOA. Дело в том, что в автоматизации, например, выдачи кредитов физическим лицам используются, как правило, несколько специализированных систем. Это фронт-офисная система, системы проверки на мошенничество, оценки кредитоспособности заемщика, кредитный и карточный бэк-офисы и т. д. В процессе обслуживания клиента необходимо обратиться за данными в одну систему, ответ из нее использовать в другой и т. д. Мы имеем дело с бизнес-процессом, для исполнения которого необходимо задействовать функции нескольких систем. Такая же ситуация складывается при автоматизации продаж комплексных банковских продуктов, например продукта, сочетающего в себе платежную карточку и кредит, а также при автоматизации продажи инструментов коллективных инвестиций. Иначе говоря, в розничном бизнесе процесс продаж продуктов поддерживается рядом информационных систем, взаимодействующих между собой. Здесь нужно автоматизировать так называемые сквозные проц При традиционном подходе к построению IT-архитектуры для автоматизации сквозного процесса, как правило, требуется внести изменения в две-три бэк-офисные системы, а то и более. Как правило, это достаточно «тяжелые» с точки зрения изменений системы. А если все они от разных производителей… Зачастую внесение необходимых изменений выливается в долгосрочный проект с привлечением поставщика системы! А вот в архитектуре SOA такое взаимодействие легко реализуется средствами сервисов. 

«Банковские Технологии»: Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее. Алексей Макеев: Практически любая информационная система может быть представлена в виде набора определенных функций и последовательности их выполнения пользователем или в автоматическом режиме. Например, чтобы автоматизировать процесс подготовки оферты по кредитной заявке, необходимо выполнить примерно такую последовательность действий:

  • получить параметры продукта — сумму, срок, проценты и т. д.;
  • рассчитать график платежей;
  • добавить кредитный договор;
  • открыть счета;
  • подготовить печатную форму;
  • окончательно подтвердить выдачу кредита.

Каждое такое действие — функция бэк-офисной системы — может быть представлена сервисом, последовательность таких действий образует бизнес-процесс. Мы публикуем сервисы на интеграционной шине, передаем управление его выполнением специализированной системе управления бизнес-процессами класса BPM (Business Process Management) и получаем абсолютно новые возможности. Теперь, чтобы внести изменения в процесс или создать новый процесс, нам не нужно изменять системы. Все изменения делаются на уровне логики процесса средствами BPM-решения. Следует подчеркнуть, что с применением BPM-платформы мы получаем плавный, эволюционный переход от автоматизации отдельных фрагментов бизнес-процесса к его автоматизации в целом!

«Банковские Технологии»: На IT-рынке появилась информация, что ваша компания реализовала решение для автоматизации продажи ПИФов в Группе компаний «Ренессанс Управление Инвестициями» с использованием промышленной BPM-системы. Можно ли сказать, что это решение повышает конкурентоспособность компании на рынке коллективных инвестиций? Алексей Макеев: На мой взгляд, есть три IT-слагаемых успеха финансовой организации на розничном рынке, в том числе на рынке коллективных инвестиций. Это высокая скорость обслуживания клиента (обработки его заявки), высокая скорость внесения изменений в бизнес-процесс по требованию бизнеса и сокращение затрат на каждую транзакцию. Первые два пункта выливаются в высокие требования к производительности решения и его гибкости. Наше решение реализовано в идеологии SOA в соответствии с технологическим стандартом J2EE. Для обеспечения требований к производительности в решении могут использоваться разные по мощности серверы приложений, BPM-платформы и СУБД. В этом и заключаются плюсы идеологии SOA и технологии J2EE. Более того, если возникнет необходимость масштабировать решение по числу работающих пользователей и объему обрабатываемых операций, решение может быть развернуто в кластерной архитектуре. Этим же способом решается задача обеспечения необходимого уровня отказоустойчивости решения, актуальная при больших объемах продаж паев. Мы строим наши решения на промышленной BPM-платформе, и это полностью снимает проблему быстрого внесения изменений в процесс. Использование BPM-платформы имеет также прямое отношение к оптимизации затрат по каждой транзакции. Встроенные средства платформы дают возможность собирать метрики по этапам бизнес-процесса. Располагая метриками, аналитики вырабатывают шаги по его оптимизации. «Банковские Технологии»: Может ли решение быть полезно агентам управляющих компаний ПИФов, и в какой мере оно пригодно для продаж ОФБУ? Алексей Макеев: Вариант, альтернативный установке решения в управляющей компании (УК), — его установка в офисе Банка-агента. Причем оно может обслуживать работу банка по продажам паев разных ПИФов разных УК, а также по продажам сертификатов ОФБУ. Процессы работы с паями и ОФБУ схожи. И в том, и в другом случае функциональность решения предоставляется точкам продаж в режиме веб-доступа. На практике это реализуется следующим образом: администратор УК регистрирует новый канал продаж, например банк-агент, и вносит в систему пользователя, который наделяется полномочиями администратора этого канала продаж. Администратор заносит в систему пользователей и определяет их права в системе. Далее, скажем, администратор конкретного филиала банка регистрирует свои каналы продаж, заносит и настраивает права на работу в системе ее сотрудников и т. д. По сути дела, система развертывается мгновенно.

«Банковские Технолгии»: УК может работать с разными спецрегистраторами, а банк-агент — с ПИФами разных УК. Можно предположить, что регламент документооборота в каждом случае будет иметь свои нюансы. Каким образом эта специфика бизнес-процессов отражается в решении? Алексей Макеев: В процессе продажи пая задействовано всего три типа организаций — УК, агенты и спецрегистраторы. При этом организация взаимодействия между ними может осуществляться по-разному. Это зависит от специфики учетных и бухгалтерских систем УК, особенностей регламентов взаимодействия УК со спецрегистраторами, технологических решений, которые выбраны для взаимодействия систем, используемых УК и спецрегистраторами. Вариантов масса. Но все многообразие и бизнес-логики, и технической организации взаимодействия участвующих в процессе приложений, легко описывается средствами промышленной BPM-платформы.

Банковские Технологии, № 9,  2008

Источник: Банковские Технологии


Поделиться

Вернуться к списку публикаций