Авторам статьи повезло стать свидетелями и участниками событий, связанных со становлением эпохи SOA, побывав по обе стороны «баррикад», глубоко изучить подход к разработке программного обеспечения, в основе которого лежат сервисы со стандартизированными интерфейсами. Переосмысление полученных знаний и опыта позволило выявить определенные закономерности, систематизировать общеизвестную концепцию SOA и реализовать ее в готовом интеграционном продукте Neoflex Integra.

В 1995 году термины SOA и java относились к слухам из области научной фантастики. По мере «взросления» отрасли, изменения потребностей банковского бизнеса, расширения клиентской базы и списка необходимых кредитным организациям IТ-продуктов шло становление рынка IT-технологий, инструментария и применяемых методических подходов. К середине 2000-х «жюльверновские» понятия SOA, j2ee, сервер приложения и многие другие начали прочно входить в обыденную жизнь. Компания «Неофлекс» на начальном этапе сделала ставку на интеграцию и развитие SOA-практики и в итоге не прогадала. 

Сейчас в парадигме SOA выполнено более 450 проектов в более чем 45 банках. Если все это пересчитать в единицы времени, то выйдет порядка 50000 дней, или 137 лет развития SOA-практики, основанной на решении реальных задач клиентов, задач, которые ежедневно ставит перед ними рынок. Отрадно сознавать, что «Неофлекс» превратилась за это время из продвинутого консультанта моды SOA в ее основного законодателя на территории России. Текущие жизненные реалии четко показывают востребованность SOA-решений. Одновременно растет грамотность клиентов и усложняются их запросы: уже недостаточно просто осуществить интеграцию программного комплекса путем создания адаптеров, ограниченных возможностями конечных систем, необходимо проработать набор сервисов, определить их поставщиков и потребителей, модель трансформации, создать мастер-копию информации, то есть сформировать дополнительный логический слой, который обеспечит прозрачность поставляемых данных для конечного потребителя. 

Девятилетний опыт построения интеграционных IT-ландшафтов позволил нашей компании впервые за существование SOA практики применить продуктовый подход к SOA-проектам интеграции. Для этого потребовалось собрать воедино и проанализировать весь перечень интеграционных проектов, когда-либо выполнявшихся «Неофлекс». В результате был создан продукт Neoflex Integra, основой которого является общая каноническая модель, содержащая необходимый перечень прикладных объектов и связи между ними. Подобная модель позиционируется как «best practice» построения SOA-ландшафтов таких ведущих игроков IT-индустрии как IBM и Oracle. Разработка продукта Neoflex Integra велась с выделения групп сервисов по бизнес-направлениям, что позволило собрать минимально необходимый объем атомарных сервисов для их последующего объединения в бизнес-процессы по направлениям деятельности финансовой организации. В результате было получено универсальное решение, которое, благодаря сочетанию различных сервисов, можно спроецировать на бизнес любого масштаба. 

Продукт Neoflex Integra является уникальным на рынке интеграции. Это не просто «коробочный» продукт, а новый подход к построению SOA ландшафта. Введенные понятия уровня сервисов и модели данных, лежащие в основании Neoflex Integra, позволяют выстроить в банке логический интеграционный слой, который возьмет на себя всю оркестровку банковских процессов, сделает их независимыми от канала или возможностей установленных в кредитной организации систем, а IT-ландшафт – более прозрачным. Интеграционный слой поможет дальнейшему совершенствованию IT-ландшафта эволюционным путем, как с одновременным использованием морально устаревших, выводимых из эксплуатации систем, так и внедряемых новых. Мы считаем, что в первую очередь продукт Neoflex Integra будет востребован многофилиальными банками, так как способствует приведению бизнес-правил к единым стандартам и объединению всех каналов продаж, что позволит вести кроссканальное обслуживание клиентов. В то же время, продукт будет незаменим при слияниях и поглощениях финансовых организаций, поскольку несвязанные структурные подразделения смогут использовать неконсолидированные данные, находящиеся в разных системах, с их предварительным обогащением и очисткой. И еще, данный продукт будет интересен тем банкам, которые встают на путь инноваций и модернизации IT-ландшафта, так как все изменения можно будет реализовать, не прибегая к серьезным потрясениям, так сказать, эволюционным путем. 

На текущий момент выделено три модификации Neoflex Integra: Light, Standart и Enterprise. Уровень лицензирования Light предполагает обеспечение интеграции систем ДБО с комплексом существующего IT-ландшафта в одной из двух частей: первая относится к обслуживанию физических лиц, а вторая – юридических. В случае более глобального интеграционного проекта речь пойдет уже об увеличении уровня лицензии в сторону следующей градации, Standart, где к набору компонент для ДБО добавляются сервисы и модель данных кредитного конвейера. Последний уровень Enterprise – полноценный набор сервисов и модели данных, покрывающий еще и потребности корпоративного и розничного направлений бизнеса. И, как говорится, «сюрприз в рукаве»: есть еще и четвертый уровень градации, который мы не позиционируем как основной для линейки. По факту, это уровень нашей договоренности с заказчиком, который можно представить как Enterprise+ – дополнительный набор сервисов и модель данных для фондового бизнеса. Таким образом, уровень градации лицензии зависит от объема требуемых сервисов и используемой для них модели данных, что обеспечивает гибкость и точность в выборе состава компонент. Отталкиваясь от границ бизнес-задачи, мы получаем необходимый список характерных для финансовой организации бизнес-процессов, которые впоследствии разбиваются на атомарные сервисы. ДБО, например, подразумевает разницу в подходах обслуживания юридических и физических лиц, именно поэтому мы выделили два вида лицензии Light. Проделанная работа позволила не только сгруппировать сервисы по их принадлежности к определенному типу бизнес-процесса, но и ввести разделение по выполняемому ими функционалу: транзакционные (их эффективность оценивается по скорости и объему проходящей информации, они строятся по принципу «ничего лишнего»), информационные (такие сервисы должны оперировать большими объемами данных, выполнять много запросов работать по принципу «покажи и отпусти» и уметь досылать необходимые сведения), сервисы, включенные в структуру бизнес-процесса (могут работать в течение большого промежутка времени, с переходом управления), сервисы маршрутизации и интеграции (не участвуют в преобразовании данных к канонической модели и применяются в том случае, когда на интеграционном слое не предполагается делать вычислений). Такой подход позволяет разделять потребности при проектировании и последующем сопровождении, более гибко управлять SLA и формировать границы задачи. Еще раз обратимся к примеру ДБО: мы получаем две группы сервисов для обслуживания физических и юридических лиц, в свою очередь, внутри лицензионного набора мы предлагаем клиентам деление на информационные и транзакционные сервисы с общей моделью данных и с возможностью создания и контроля отдельного SLA по каждой подборке. В итоге выстраивается полноценное долгосрочное стратегическое партнерство с заказчиком, оптимизируются затраты на владение и тиражирование накопленных компетенций, а также предугадываются будущие потребности клиента. 

Отдельного внимания заслуживает неоспоримое конкурентное преимущество продукта Neoflex Integra. Клиент получит возможность заранее увидеть состав, модель будущего решения, к тому же, сократятся сроки первичной проработки интеграционного проекта и, соответственно, сроки получения окончательного результата. В большинстве случаев, у заказчика возникает необходимость объединения пула «разношерстных» систем в единое информационное пространство, унификации и стандартизации бизнес-процессов, а также отделения операционного бизнеса от учетного. После формулирования задач наступает этап исследования и консалтинга, определения пути развития. Используя продукт Neoflex Integra, можно существенно сократить или вообще исключить этот этап, поскольку прототип будущего решения уже готов, и клиенту остается выбрать состав лицензии и скорректировать уже описанные модели и алгоритмы работы. Кроме того, наглядная, с применением прототипа, демонстрация будущего решения, в отличие от попытки «на пальцах» объяснить потребителю суть проекта, помогает нам и заказчику лучше понять друг друга, исключить многие неожиданности. 

Выбирая продукт Neoflex Integra, заказчик получает, модель данных, реестр бизнес-процессов, реестр атомарных сервисов, которые обеспечивают данные бизнес-процессы, схематическое отображение всех стадий бизнес-процесса, описание алгоритма, возможных преобразований, документов первичного задания на реализацию, в ко торых нужно только обозначить систему потребителя и систему поставщика, вспомогательный набор компонентов, таких, как имитационные заглушки и авто-тесты. А, главное, банк получает представление о конечном результате. 

В дальнейшие планы компании, связанные с развитием продукта Neoflex Integra, на базе обобщенной методологии и модели данных, входит реализация универсального «движка» бизнес-сервисов, который может быть имплементирован на любой сервер приложения, в случае если заказчика устраивают базовые свойства и алгоритмы продукта, а также с возможностью передавать управление, если у заказчика уже внедрены или планируются иные «движки» работы бизнес-процесса. Это в еще большей мере упростит и ускорит интеграционные проекты и окончательно докажет что интеграция может быть продуктом! Итак, Neoflex Integra, — «натуральный» продукт, сформированный в результате длительного накопления проектного опыта: никакого «космоса», только жизнь! Нам удалось посмотреть на процесс интеграции и модернизации IT-ландшафта под новым углом, спроектировать логический слой взаимодействия сервисов с механизмами трансформации, оркестровки, обогащения, очистки и облечь все это в продукт. Также хочется еще раз подчеркнуть, что, приобретая данный продукт, заказчик получает право пользоваться консолидированным опытом одного из ведущих поставщиков интеграционных решений – компании «Неофлекс», немаловажными преимуществами сотрудничества с которой в области SOA являются удобство подхода к принципам формирования лицензии для клиентов, сокращение этапа первичной проработки старта интеграционного проекта с возможностью заранее, практически практически в самом начале, увидеть результат проекта.

Ссылка на материал.

Источник: the Retail Finance


Поделиться

Вернуться к списку публикаций