НБЖ: Интерес бизнеса к IT-архитектуре всегда лежит в практической плоскости: в какой мере сервисно-ориентированная архитектура (SOA) может повлиять на объемы продаж и оптимизацию бизнес-процессов? Каким образом можно сформулировать главный результат наличия архитектуры SOA в банке? Я.МЕДОКС: Связка между потребностями бизнеса и SOA лежит в гибкости IT-архитектуры. Это основное и главное преимущество, которое дает SOA. Например, от бизнеса приходит запрос на вывод на рынок нового продукта, и при этом становится ясно, что имеющиеся АБС для этого не подходят. При наличии SOA IT-департамент говорит бизнесу: «Есть специализированная система, давайте ее купим, поставим и настроим схемы взаимодействия с другими приложениями, и у вас будет новый продукт, причем продавать его мы будем с помощью нашей уже существующей фронтальной системы». Или еще более простая ситуация, когда оказывается, что нужно пригласить софтверную компанию, которая сделает один дополнительный сервис, интегрирует его в архитектуру. В нужный момент сервис будет вызываться, и получится процесс для нового продукта. SOA — это подход, ориентированный на быстрый результат. Реакция банков, где нет SOA, иная: «нужно запланировать 6 месяцев на разработку ТЗ, столько же на разработку решения, через год подготовим IT к выводу нового продукта на рынок». Разница очевидна! 

НБЖ: Есть ли в вашей практике примеры, когда благодаря SOA удалось быстро вывести на рынок новый продукт? Я.МЕДОКС: Самый яркий пример заключается в том, что мы смогли построить новый, полностью автоматический бизнес-процесс выдачи кредитов через кредитного брокера всего за 2 месяца. У нас 11 систем участвуют в процессе продаж кредитов. Они взаимодействуют между собой с помощью более чем 40 сервисов. При реализации нового процесса эти 11 систем остались неизменными. Те сервисы, которые они предоставляют, мы дополнили двумя новыми сервисами и выстроили новую цепочку их вызовов. Сейчас с использованием этого же подхода мы реализуем новый сложный процесс продаж автокредитов. Еще один процесс, в котором налицо повторное использование ранее разработанных сервисов, это информационное обслуживание клиентов банка. Если раньше в ответ на вопросы клиента оператор формировал отчет, то теперь мы все необходимые операции «упаковали» в сервис, что существенно повысило и скорость, и качество обслуживания клиентов. Клиент практически мгновенно получает информацию. 

НБЖ: Можете ли вы дать какие-то финансовые оценки выгод, вытекающих из наличия архитектуры SOA? Я.МЕДОКС: Рассчитать окупаемость SOA вряд ли кто-нибудь сможет, но можно давать оценки. Например, повторное использование сервисов — это реальный возврат инвестиций. Реальный финансовый эффект несет также использование BPM-платформы. Автоматизация продаж кредитов через кредитного брокера без использования решения, построенного на промышленной BPM-платформе, обошлась бы нам в 2 раза дороже. Еще один пример: мы подключили систему обслуживания клиентов IVR к интеграционной платформе и теперь через IVR можем информировать клиента, например, о задолженности. Каков эффект от этого проекта? При небольших затратах (в основном мы использовали «старые» сервисы) на ощутимую величину снизились затраты на операторов call-центра, нагрузка на них снизилась на 40%, а общее время ожидания клиентами ответов на вопросы по кредитным картам уменьшилось в среднем на 30%! Думаю, что в значительной мере за счет этого вырос народный рейтинг банка «Ренессанс Кредит». Совсем другой аспект касается отказоустойчивости. Не секрет, что IT-система — это инженерный комплекс. А значит, возможны проблемы. Приложения иногда «падают». У нас произошла авария с базой данных одной из наших критически важных систем. К счастью, мы готовили решение для перевода этой системы в иной, асинхронный режим работы, и степень его готовности была высокой. И мы решили применить новую технологию на практике. Это все происходило в воскресенье 7 октября 2007 года, в период пиковой активности населения в покупке кредита. После принятия решения мы потратили часа два и начали выдавать кредиты. Это был триумф правильно построенной IT-архитектуры! С помощью штатных средств интеграционной платформы мы изменили схему информационных обменов между системами, порядок следования очередей — и все заработало. Есть преимущества, связанные с тем, что мы строим архитектуру SOA на кроссплатформенных продуктах компании IBM. Известно, что при схожей производительности цена оборудования, основанного на разных архитектурах, может различаться до 10 раз за счет проигрыша по каким-то другим параметрам. Это дает возможность маневра, который выливается в ощутимые цифры. Другой пример: SOA нам обеспечивает миграцию процессов с одной системы в другую без остановки бизнеса, эволюционно. Примеров много. Мы постепенно переводим функцию управления процессом продаж кредитов со старой work-flow системы на новую, реализованную на BPM-платформе. Мы смогли безболезненно внедрить для выдачи кредитов АБС FIS Profile компании Fidelity. 1 июля мы «повернули кран», и целевые кредиты стали «выдаваться» из новой системы. А другие виды кредитов остались в «старой» АБС. Тем самым мы разгрузили эту систему и продлили срок ее использования. Нужно сказать, что решение о построении SOA, как и несколько других решений, определивших судьбу IT-архитектуры банка, были приняты в 2005 году. В тот момент банк выходил на рынок и имел очень агрессивные планы. Эти планы в основном воплотились в жизнь, в том числе благодаря правильному построению IT-архитектуры. 

НБЖ: SOA-архитектуру для автоматизации продаж кредитов реализует в банке «Ренессанс Кредит» компания «Неофлекс». В какой мере оправдались ваши ожидания от сотрудничества с «Неофлекс»? Я.МЕДОКС: Мы работаем с компанией «Неофлекс» как с компанией-интегратором приложений с 2006 года. В апреле 2008 года «Неофлекс» выиграл тендер на поставку услуг в области интеграции приложений, т.е. в области построения архитектуры SOA. Фактически «Неофлекс» подтвердил свое право заниматься этой работой в банке «Ренессанс Кредит» и дальше. Сейчас никакие другие компании интеграционные проекты у нас не выполняют. Интеграция приложений и построение архитектуры SOA требуют специфического мышления — в терминах IT-сервисов, в терминах взаимодействия систем в рамках одного бизнес-процесса. Это особенный стиль мышления. Сотрудники «Неофлекс», безусловно, таким стилем обладают. На мой взгляд, это связано с тем, что компания «Неофлекс» специализируется на оказании услуг финансовым организациям, ее сотрудники имеют глубокую банковскую экспертизу. У них есть общее понимание банковской деятельности. 

НБЖ: В IT-архитектуре банка системы не просто интегрированы между собой. Для управления этими системами вы используете решение, реализованное на BPM-платформе. С чем это связано? Я.МЕДОКС: В нашем банке мы уже прошли этап построения SOA, когда нужно просто заниматься правильным интегрированием систем. Сегодня мы пришли к необходимости заниматься «сквозной» автоматизацией основного бизнес-процесса. Это второй уровень зрелости SOA. Можно назвать два условия, когда обойтись без BPM-приложения невозможно. Предположим, что у вас бизнес-процесс состоит из двадцати шагов, и на каждом из них вызываются разные системы — например, для оценки кредитоспособности заемщика нужно обратиться к нескольким внутренним системам, а также к внешним сервисам. Здесь уже требуется серьезный инструмент для управления всем этим потоком, если, конечно, вы продаете большое число кредитов. Второе условие касается частных модификаций процесса, появления его новых «клонов». Например, сегодня мы продаем целевой кредит в магазине, а завтра будем продавать еще и нецелевой кредит на неотложные нужды. В этом случае лучше не трогать первый процесс, а создать рядом второй. Мы можем легко это делать, используя BPM-платформу. Это, на мой взгляд, главное условие для принятия решения об использовании BPM-платформы.

КСТАТИ: В BPM-решение заложены метрики, которые обеспечивают сбор информации о времени прохождения заявки между статусами, общем времени прохождения заявки между системами, интенсивности обращения к тем или иным сервисам. Эти данные, в частности, используются для оценки активности кредитных представителей и построения системы их премирования.

Построение архитектуры SOA в банке «Ренессанс Кредит» В 2004 году «Ренессанс Кредит» выдал первый потребительский кредит в России и в начале 2006 года — в Украине. Сегодня «Ренессанс Кредит» является третьим по величине частным игроком на рынке потребительского кредитования в России и Украине. В 2006 году банк встал перед необходимостью создать мощную IT-архитектуру, которая позволит поддержать заданное качество кредитного портфеля. Для этого необходимо было оптимальным образом организовать взаимодействие специализированных информационных систем, обеспечивающих основной бизнес-процесс банка — продажи потребительских кредитов. Проект по построению сервисно-ориентированной архитектуры (SOA) был открыт в апреле 2006 года. В течение 2006, 2007 и 2008 годов к интеграционной шине IBM WebSphere ESB были подключены 11 информационных систем, участвующих в основном бизнес-процессе. Они взаимодействуют между собой с использованием свыше 40 сервисов, оперирующих с более чем 120 бизнес-объектами. Следующий шаг в построении архитектуры SOA был сделан в марте 2008 года, когда управление бизнес-процессом продажи кредитных продуктов было переведено на решение, реализованное на промышленной BPM-платформе. В результате выполнения указанных двух проектов в банке создана IT-инфраструктура, позволяющая в короткие сроки описывать и автоматизировать бизнес-процессы по требованию бизнеса. Реальные выгоды наличия архитектуры SOA банк в полной мере ощутил при подготовке IT-составляющей нового банковского продукта — продажи потребительских кредитов через кредитного брокера. Необходимый для этого новый бизнес-процесс был описан и реализован всего за 2 месяца, причем без внесения каких-либо изменений в используемые банком приложения

Национальный Банковский Журнал, № 9, 2008 

Источник: Национальный Банковский Журнал


Поделиться

Вернуться к списку публикаций