Я считаю, что переход банка на SOA-архитектуру при всей ее привлекательности не должен быть самоцелью, все должно быть экономически оправдано. Нельзя перерисовать на чистом листе всю ИТ-инфраструктуру банка в соответствии с концепцией SOA, а потом начать тратить деньги на то, чтобы воплотить эту схему в жизнь. Гораздо разумнее не перестраивать взаимосвязи уже работающего в банке ПО, а внедрять в рамках SOA-архитектуры новые продукты. Естественно, новое ПО должно быть связано с конкретными потребностями бизнеса банка, и любое внедрение должно давать эффект. Таким образом, с одной стороны, мы постепенно, «по кирпичику» придем к конечной цели и, с другой стороны, докажем бизнесу, что SOA-архитектура — отличный инструмент для быстрого и эффективного достижения бизнес-целей банка.

Существующий ИТ-ландшафт «ЕВРОФИНАНС МОСНАРБАНК» включает несколько систем, в том числе и АБС собственной разработки. Взаимосвязи между этими системами разрабатывались различными поставщиками, использовалось как on-line-взаимодействие, так и файловый обмен. Поддерживать эти взаимосвязи достаточно сложно, тем более, когда необходимо построение динамично меняющихся бизнес-процессов — все это приводит к большим затратам и требует детального документирования всех взаимодействий, что отягощает движение вперед и развитие информационной системы организации. Поэтому нами было принято решение о постепенном внедрении архитектуры SOA, и новые проекты по внедрению ПО мы делали в этой архитектуре. Таким образом, мы объединили с использованием интеграционной платформы главную АБС, систему дистанционного банковского обслуживания (ДБО) частных лиц и систему автоматизации розничных операций банка. В будущем мы планируем, двигаясь к унификации всех ИТ-сервисов, развивая их, в конечном итоге придти к организации их взаимодействия в полном соответствии с SOA. Это позволит нам достаточно безболезненно и с минимальными затратами менять те или иные устаревшие компоненты в информационной архитектуре банка.

Как известно, интеграционное ПО предлагается достаточно большим количеством вендоров. Поэтому при выборе платформы мы рассматривали лидеров рынка, имеющих полную линейку продуктов, необходимых для построения информационных систем в архитектуре SOA. К тому же ИТ-системы нашего банка работают на большом количестве платформ: и на IBM DB/2 400, и на Microsoft SQL Server, и на Oracle. Таким образом, имея в виду будущие задачи, нам было нужно мощное универсальное решение. Все эти факторы подвели нас к выбору в качестве интеграционной платформы линейки продуктов IBM WebSphere: компания IBM занимает большую долю рынка интеграционного ПО, имеет очень хороший продукт, достаточное количество партнеров в России с опытом внедрения интеграционных платформ.

Среди консалтинговых компаний, занимающихся внедрением IBM WebSphere, мы выбрали компанию «Неофлекс», так как она обладала опытом успешного проведения сходных проектов в целом ряде банков. И проекты, завершенные в нашем банке, подтвердили правильность этого выбора. Все было сделано в срок, в рамках ожидаемых затрат и с хорошим качеством. Первым проектом стало внедрение системы автоматизации розничных операций банка. По моему мнению, внедрять такую масштабную систему, а потом обеспечивать её «правильную» интеграцию — это потерянные деньги и время. Более того, часто случается так, что если не обеспечить промышленную интеграцию систем, а сделать все «на веревочках» — файловым обменом, прямым доступом к таблицам базы данных и т.д., — то так оно и будет работать. Тем более, что мы внедряли розничную систему в достаточно редкой конфигурации: нам необходимо было интегрировать ЦФТ-Ритейл банк с АБС собственной разработки, что приводило к ряду дополнительных сложностей с автоматизацией налоговой отчетности и выгрузкой сделок в хранилище данных. Поэтому интеграционная платформа очень органично вписалась в наш ИТ-ландшафт, и более того, я считаю, что без её использования успех нашего розничного проекта был бы под очень большим вопросом, особенно на растущих объемах операций.

Второй проект был связан с внедрением системы дистанционного банковского обслуживания, где осуществляется весь перечень операций, который может понадобиться клиенту. На сегодняшний день у нас отсутствуют только валютные платежи. С использованием интеграционного ПО система ДБО обменивается с розничной системой данными по клиентам, остаткам на их счетах, информацией об операциях и документами. В наших дальнейших планах — выбор и внедрение CRM-системы для поддержки контактов с частными клиентами (CRM для корпоративного блока у нас уже работает). И, разумеется, делать это мы будем с использованием уже работающего в банке интеграционного ПО, которое обеспечит взаимодействие CRM, нашей АБС и хранилища данных.

Аналитический Банковский Журнал, № 2, 2008 


Источник: Аналитический банковский журнал


Поделиться

Вернуться к списку публикаций