— Банк «Ренессанс Капитал» одним из первых в России приступил к переводу IT-инфраструктуры банка в сервис-ориентированную архитектуру (Service Oriented Architecture). Что побудило банк к созданию SOA? — Есть общая предпосылка создания сервис-ориентированной архитектуры: для масштабного бизнеса нужна масштабная IT-архитектура, которая позволяла бы оптимальным образом интегрировать различные приложения. «Ренессанс Капитал» в данном случае не является исключением. Наш банк специализируется на потребительском кредитовании, мы работаем во всех регионах России, у нас несколько тысяч точек продаж. Многие ключевые бизнес-процессы, например процесс обработки кредитных заявок, предполагают взаимодействие в режиме реального времени ряда систем разных поставщиков. До начала проекта их взаимодействие было организовано с помощью файлового интерфейса. С ростом числа выдаваемых кредитов и видоизменением продуктов такой способ взаимодействия стал узким местом.

— То есть создание SOA-архитектуры продиктовано необходимостью привести в соответствие большие объемы обрабатываемой информации и IT-архитектуру банка? — Когда речь идет о SOA-архитектуре, выделить главную цель ее создания бывает непросто. Интеграционные проекты многосторонни, по мере их реализации открываются новые принципиальные возможности. В нашем случае речь шла о создании архитектуры, которая позволит поддержать заданное качество кредитного портфеля. И естественно, банк, ежедневно выдающий тысячи кредитов, заинтересован в оптимизации самого процесса работы с кредитами. С учетом этих целей мы приняли решение строить SOA-архитектуру на базе промышленной интеграционной платформы IBM WebSphere ESB.

— Существует ли специфика в реализации интеграционных решений? Почему в качестве исполнителя этого проекта «Ренессанс Капитал» выбрал компанию «Неофлекс»? — Интеграционные проекты существенно отличаются от проектов по внедрению отдельных приложений. Требования к приложениям формируют специалисты бизнес-подразделений. При выполнении интеграционных проектов эту функцию берет на себя IT-департамент. Речь идет о формировании требований к реализации комплексных бизнес-процессов, которые обеспечиваются несколькими приложениями. Отсюда вытекают и требования к компании-исполнителю: недостаточно, чтобы ее специалисты знали специфику интеграционного ПО, они должны иметь также глубокие банковские компетенции — только в этом случае они смогут предложить оптимальные решения по распределению сложных бизнес-процессов между несколькими системами. «Неофлекс» имеет таких специалистов, компания доказала, что она может выполнять такие проекты.

— Процесс перевода IT-инфраструктуры банка в SOA-архитектуру стартовал 1,5 года назад. По-видимому, к настоящему моменту уже можно подвести его итоги. Каких результатов банку удалось добиться благодаря созданию SOA-архитектуры? —Результаты есть, и они весьма впечатляющие. Нам удалось существенно повысить качество кредитного портфеля, причем затраты на построение SOA-архитектуры более чем оправданы. К маю 2007 года к интеграционной платформе банка были подключены семь систем. Они обеспечивают обработку кредитных заявок, скоринг, взаимодействие с БКИ, противодействие мошенничеству, учет кредитов, управление пластиковыми картами и т. д. Благодаря их взаимодействию через интеграционную шину повысилась надежность процесса выдачи кредитов, уменьшилось время обработки кредитной заявки, существенно повысилась эффективность расчетов кредитного лимита для каждого заемщика и работ по выявлению фактов мошенничества. Есть и другие результаты. Интегрированная платформа позволила банку создать уникальный для российского рынка продукт. Речь идет о пластиковой карте, которая сочетает функции потребительского кредита и револьверной кредитной карты. В банках, не имеющих интегрированной платформы, подобный продукт крайне сложно «запустить», поскольку потребительские и револьверные кредиты могут учитываться и обрабатываться разными приложениями. В нашем же случае запуск этого продукта оказался не только возможным, но и эффективным: нам потребовалось для этого всего три месяца, и в результате мы стали партнером крупнейшей иностранной торговой сети.

— Если говорить о будущем, то какие еще конкурентные преимущества может дать банку «Ренессанс Капитал» SOA-архитектура, выстроенная вашим банком совместно с компанией «Неофлекс»? — Гибкость — вот то важнейшее преимущество, которое мы получили благодаря созданию SOA-архитектуры! Это качество бизнес не может полностью оценить на этапе инициации проекта. Сегодня мы имеем огромный плюс — можем выводить на рынок продукты, которые при традиционном подходе либо невозможны, либо требуют полгода-год для реализации, либо не вписываются в единый контур автоматизации. Кроме того, у нас сократилась зависимость от производительности автоматизированной банковской системы, мы получили дополнительные возможности мониторинга процесса выдачи кредитов и управления приложениями. А это, в свою очередь, способствует более эффективной поддержке растущих объемов бизнеса.

Банковское Обозрение, №12, 2007

Источник: Банковское обозрение


Поделиться

Вернуться к списку публикаций