Больше данных – значит, более высокая точность. Как банки могут точнее оценивать заемщика и управлять рисками, и при этом сократить затраты на инструменты работы с информацией, FutureBanking рассказал Антон Лазебный, директор бизнес-направления «Технологии финансовых рынков и управление рисками» компании «Неофлекс».

Кто владеет информацией — тот владеет миром. В условиях спада кредитования, как результата ухудшения финансового положения заемщиков и их кредитной истории, банки отмечают, что уже недостаточно проверять просто анкетные данные и информацию из бюро кредитных историй. Что нового на этом участке кредитного процесса? Какие информационные технологии помогут эффективно проверить заемщика на этапе выдачи кредита, особенно если это заемщик «с улицы», с которым ранее не работали?

Действительно, сбор информации о заемщике, проверка достоверности указанных в анкете сведений сейчас особенно актуальны при работе со многими сегментами клиентов. Это и высокорисковые клиенты, которым уже многие игроки отказали, но, возможно, зря. Это и клиенты с хорошей историей, которые обращаются в банк за достаточно крупной суммой. В этих и других случаях требуется оперативное получение актуальной информации по запросу.

Привычные всем источники данных о клиентах постоянно развиваются, подключаются новые услуги. Например, через Credit Registry сегодня можно получить не только данные о кредитной истории потенциального заемщика из БКИ. Также доступны сведения о компании-работодателе, дополнительно может осуществляться проверка паспортных данных (сервис СМЭВ-ФМС) и проверка антифрод сервисом National Hunter. Конечно же, сервис с возможными опциями не бесплатный, но формат с дедупликацией данных различных бюро вполне удобен.

Проверка работодателя в текущих реалиях особенно важна. Если раньше проверялся минимум информации о компании, то сейчас производится расширенный анализ юридического лица, чтобы понять, какой риск у заемщика остаться без основного источника дохода Кредитные организации обращают внимание на то, как давно существует компания, не работает ли она по «серой» схеме, подтверждает ли доход своим сотрудникам, какова численность персонала, соответствует ли реальности указанное в анкете заемщика направление бизнеса. Где брать эти данные? Можно работать с ЕГРЮЛ и ЕГРИП, делать запросы вручную на сайте. Но есть и другие источники информации, которые не только предоставляют эти выписки для анализа специалисту банка, но и рассчитывают свои риск-метрики, которые помогают сотруднику банка принять решение. Например, система СПАРК, созданная «Интерфаксом», предлагает своим клиентам рассчитать такие показатели, как индекс финансовой устойчивости, индекс должной осмотрительности, количественную оценку массовости адреса и руководителя. Использовать эти характеристики в процессе принятия решений или нет, каждый банк решает самостоятельно. Но возможность онлайн интеграции, получение информации и внесение данных сразу в заявку и досье потенциального клиента банка — функция, экономящая время верификаторов и андеррайтеров.

Ну и совсем из области фантастики — интересно ли банку знать, какие интернет-запросы делал  потенциальный заемщик до заполнения заявки на сайте банка? В каких социальных сетях зарегистрирован заемщик? В каких группах состоит и чем интересуется?  Такие данные для банка готовы предоставить DMP-провайдеры. Если человек искал информацию о том, как получить кредит без документов,  как уйти от выплат, то можно собрать запросы в агрегированном виде и обозначить вектор интересов, который может повлиять на принятие решения по его заявке.

Полная версия материала доступна на сайте издания.

Источник: Futurebanking.ru


Поделиться

Вернуться к списку публикаций