Фрагмент интервью:

О том, как начинался и как развивается один из первых в России проектов по переходу к подготовке обязательной отчетности с использованием технологий больших данных в небанковской кредитной организации «Национальный Клиринговый Центр» нам рассказали Марианна Горина, главный бухгалтер, и Светлана Островская, заместитель главного бухгалтера центра.

CNews: Как менялась деятельность «Национального Клирингового Центра» за время его существования?

Марианна Горина: «Национальный Клиринговый Центр» – это уникальная кредитная организация, которая первой в нашей стране получила статус небанковской кредитной организации – центрального контрагента. Деятельность НКЦ регулируется Центральным банком Российской Федерации. НКЦ имеет лицензии на осуществление банковской и клиринговой деятельности, а также аккредитацию Банка России для выполнения функций оператора товарных поставок.

С момента создания в 2006 году и до присвоения нового статуса НКЦ функционировал как банк и имел универсальную лицензию на осуществление банковских операций (кроме операций с физическими лицами). А с декабря 2007 года он стал осуществлять клиринговую деятельность и функции центрального контрагента на валютном рынке ММВБ. Институт клиринговой организации – центрального контрагента развивался постепенно, но уверенно, и с каждым годом завоевывал все новые и новые рынки финансового сектора: фондовый рынок (2011 год), срочный рынок (2012 год), операции с драгоценными металлами на валютном рынке, рынок СПФИ (2013 год), товарный рынок «Мосэнергобиржа» (2014 год), рынок зерна (2015 год) и сахара на «Национальной товарной бирже» (2017 год).

В настоящее время НКЦ проводит банковские операции и осуществляет функции клиринговой организации – центрального контрагента на всех рынках группы «Московская Биржа». После изменения статуса НКЦ произошло существенное снижение регуляторного давления на нормативы, но количество сдаваемой отчетности, по сравнению с другими банками, существенно не изменилось. Поэтому внедрение надежной, основанной на самых современных технологиях, системы формирования банковской отчетности является одной из наших главных задач.

CNews: Как эти изменения отразились на процессе подготовки отчетности? Появились ли какие-то новые формы, способы обработки данных?

Марианна Горина: Федеральным законом от 29 декабря 2015 года №403-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» добавлены поправки, призванные унифицировать статус центрального контрагента. Одинаковыми для них всех стали как обязанности, так и права. Введены новые обязательные нормативы, применимые только для центральных контрагентов, числовые значения и методика расчета которых установлены нормативными актами Банка России.

В результате всех изменений – организационных, законодательных – отчетность НКЦ изменилась: добавились новые формы отчетности, были изменены и частично отменены некоторые формы отчетности по видам деятельности, не разрешенным для центральных контрагентов и не включенным в лицензию. В целом отчетность НКЦ, представляемую в Банк России, можно разделить на два вида: общую банковскую и специализированную отчетность центрального контрагента.

CNews: И какие пути для решения этой задачи вы рассматривали?

Марианна Горина: Кредитные организации в нашей стране предоставляют бесконечно большое количество форм и видов отчетности в различные регулирующие органы и, как правило, самый большой их объем готовится для Банка России. Но есть еще отчетность, предоставляемая в ФНС и Росфинмониторинг, для подготовки которой также приходится обрабатывать огромное количество данных. Ошибки или несоблюдение обязательных нормативов караются по всей строгости закона. Поэтому очень важно, чтобы программные средства, используемые для сбора данных, их обработки и последующей группировки в показатели отчетности, были очень надежными, мобильными, скоростными и могли обрабатывать большие объемы информации для разных видов отчетности.

Светлана Островская: C запуском каждого нового проекта или нового продукта на финансовом рынке группы «Московская биржа» время формирования банковской отчетности росло. И в процессе усложнения деятельности НКЦ возрастал риск того, что мы в какой-то момент не справимся с объемами информации и выйдем за временные рамки подготовки и сдачи отчетности. Именно так, постепенно, мы пришли к пониманию того, что нам нужна более высокопроизводительная ИТ-система. Одновременно задумались о необходимости вывести подготовку отчетности за пределы главной книги, чтобы снизить нагрузку на ту систему, в которой она ведется.

Полную версию интервью можно прочитать на сайте издания.

Источник: CNews

Пресс-служба

Остались вопросы или нужна дополнительная информация? Позвоните в пресс-службу по номеру
495 984-25-13

Или отправьте письмо на marketing@neoflex.ru

Мы рады помочь!

Подписаться на рассылку

Будьте в курсе свежих событий в «Неофлекс»


Поделиться

Вернуться к списку публикаций